ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ

Создание художественного образа экспозиции учитывало единство духовного и материального аспектов культуры. Строительство экспозиции осуществлялось в едином стиле с соблюдением научной достоверности. Осязаемым фундаментом создания этого образа стали подлинные артефакты, хранящиеся в фондах музея. Экспозиционное пространство было разбито на отдельные комплексы, логически объединенные в единое целое. При проектировании были продуманы места прохода для групп посетителей с максимальными возможностями для обзора экспозиции и осмотра экспонатов.

Цветовая гамма музейного комплекса имеет нейтральный фон, но в то же время соответствует мифологическим цветовым представлениям коми-зырян. Этикетаж витрин сведен к минимуму, т.к. в учебном классе установлен компьютер, содержащий базы данных хранящихся в фондах музея артефактах.

Экспозиция музея в сжатом виде отражает историю адаптации человека к природной среде обитания на Европейском Северо-Востоке, знакомит посетителей с традиционной культурой коми-зырян, акцентируя внимание на органической связи форм хозяйства со средой обитания. Экспозиционное решение музея археологии и этнографии направлено на создание эффекта «путешествия» посетителя во времени. Гибкая система демонстрации артефактов позволяет осуществлять это «путешествие» как в перспективном, от эпохи мезолита до XX в., так и в ретроспективном плане, от XX в. До эпохи камня.

Выставка археологического материала, отражающая культурно-хронологический принцип экспозиции, начинается с эпохи мезолита.  Экспонаты, расположенные в витринах, знакомят с ранними этапами истории Европейского Северо-Востока, с различными археологическими культурами, с классификацией артефактов.

В особую витрину выделен культовый памятник – Адакское пещерное святилище, используемый в течение длительного периода. Такая выделенность данного археологического объекта позволяет подробно остановиться на характеристике идеологических представлений древнего населения, обозначить принципы космологического устройства мира и сопоставить с этнографическими данными о строительстве дома как моделировке космического пространства.

Предметы культовой пластики, объединенные в единый комплекс, позволяют детально остановиться на мифологических представлениях предков. Отдельный комплекс посвящен развитию металлургического производства на Европейском Северо-Востоке.

Особое место в экспозиции музея занимают материалы, отражающие эпоху средневековья, связываемую с непосредственными предками коми-зырян. В пространство музея органично вписаны саркофаги с реконструкциями обряда погребения вымской археологической культуры. Рядом в витринах демонстрируются изделия из металла, керамические сосуды, серебряные украшения, характерные для этого периода.

Этнографический материал логически завершает освещение истории адаптации человека к жизни на севере, целостно демонстрирует традиционную культуру, знакомит с основными занятиями коми-зырян.

Этнографические экспонаты, объединенные в отдельные комплексы и витрины, дают общее представление о земледелии и животноводстве, охоте и рыболовстве, домашних производствах. Две сферы хозяйственной деятельности коми-зырян дополнительно обозначены цветовой гаммой, соответствующей гендерным цветовым представлениям  в рамках бинарной оппозиции (мужской (охота и рыболовство) – синего цвета, женский  (земледелие и животноводство) – красного).

Объединение в единое целое разнородного этнографического материала связано с комплексным подходом к освещению заданной темы. Так, в комплексе, демонстрирующем основные сельскохозяйственные орудия труда, выставлены предметы кухонной утвари, а также девичий и женский костюмы. Такой комплексный подход позволяет плавно переходить от сельскохозяйственных занятий коми (зырян) к традиционной системе питания. Наличие костюмов позволяет остановиться на рассмотрении особенностей в кройке и шитье разных локальных групп, а также рассмотреть символику женского костюма.

Мужская половина общества была более мобильна, она занималась охотой и рыболовством. Поэтому в комплексе, представляющем охотничье-рыболовческую культуру коми (зырян), кроме основных орудий труда представлены мужские костюмы, которые позволяют рассмотреть семантику орнамента одежды.

Отдельными блоками расположены экспонаты, связанные с материальной культурой коми (зырян). Медная и глиняная посуда представлены на отдельном подиуме, расположенном в непосредственной близости к археологическим витринам, в которых представлены глиняные и медные артефакты различных археологических эпох. Такое экспонирование позволяет образно представить историю развития технологических приемов моделирования посуды во времени и пространстве.

Центральный подиум, на котором расположены экспонаты, отражающие процесс изготовления полотна, является связывающим элементом между отдельными комплексами, отражающими основные занятия коми (зырян), и витринами, демонстрирующими артефакты, связанные с деревообработкой и прядением, в этнографическом разделе экспозиции музея.

Расположение витрин с этнографическими экспонатами в едином ряду с витринами археологических эпох позволяет продемонстрировать единство исторического процесса, последовательность смен эпох и культур.

Для увеличения экспозиционной площади и представительности имеющихся артефактов оборудованы шкафы открытого доступа, где  расположены экспонаты, дающие дополнительно представление об эволюции кремневого инвентаря, керамического и металлургического производств, а также типологию отдельных категорий домашней утвари.

Археологические  коллекции музея известны и за пределами Республики Коми. Уникальные предметы из I Веслянского могильника (эпоха раннего средневековья, 6-8 вв.н.э.) – серебряный ритон в виде головы быка и деревянная чаша с ручкой в виде медведя и металлической инкрустацией – находятся в экспозиции Государственного Эрмитажа (г. Санкт-Петербург). Предметы культовой пластики  экспонировались в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Тарту (Эстония), артефакты из I Веслянского могильника  - в Дюссельдорфе (Германия). Кроме того, экспонаты из музея археологии и этнографии выставляются в различных музеях Республики Коми.

Музейная экспозиция – результат работы на только ученых университета, но и  студентов-историков, которые принимают непосредственное участие в археологических и этнографических исследованиях. Материалы, полученные в результате полевых работ, составляют источниковедческую базу для написания курсовых и выпускных квалификационных  сочинений студентами и научных работ специалистами, продолжающими профессионально заниматься наукой.

 

Подиум Ткачество