Кафедра была создана 01 июля 2014 года в результате объединения двух кафедр – кафедры немецкого языка и кафедры французского языка. В настоящее время кафедра входит в состав института иностранных языков, до 2014 года входила в состав факультета иностранных языков Коми государственного педагогического института.

Процесс обучения иностранному языку на кафедре немецкого и французского языков проходит в направлении совершенствования качества образовательных услуг. В качестве приоритетной задачи развития научно-педагогического направления кафедры ставится задача обеспечения условий развития инновационной деятельности преподавателей по кафедральной и существовавшей на факультете иностранных языков КГПИ теме исследования «Обучение иностранным языкам на основе личностно- ориентированного функционально-познавательного подхода, современных информационных технологий и интегрирования регионального компонента в содержание обучения иностранным языкам». Последнее подразумевает исследование научно-методических проблем преподавания иностранного языка и внедрение в практику преподавания собственных разработок, основанных на функционально-познавательном подходе к обучению.

Основными целями развития кафедры в области совершенствования обучения иностранных языков являются:
  1. переход на ФГОС нового поколения;
  2. повышение уровня и качества подготовки студентов в области владения иностранным языкам;
  3. подготовка студентов к межкультурному диалогу, как условие возможности их обучения в европейских вузах;
  4. формирование у студентов профессионально-значимых компетенций учителей немецкого и французского языков;
  5. повышение уровня подготовки ППС кафедры в русле развития современной методики обучения ИЯ, а также использования возможностей функционально-познавательного подхода.

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ НЕМЕЦКОГО и ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКОВ строится на интеграции компетентностного и функционально-познавательного подходов в обучении ИЯ и реализуется в следующих направлениях:
  1. Языковая подготовка студентов
    • профессионально-ориентированная языковая подготовка студентов, на основе компетентностного и функционально-познавательного подходов;
    • повышение профессионально-ориентированной иноязычной компетенции ППС на ос-нове дифференцированного подхода. Формирование и развитие профессиональной компетенции в чтении лекций и докладов, в написании научных статей. Формирование на кафедре активной информационно-обучающей языковой среды.
    • предполагается соотнести разработанный в рамках научно-методической лаборатории (НМЛ) бывшего факультета иностранных языков КГПИ и внедренный на кафедре функционально-познавательный подход с формированием профессионально-значимых компетенций.
  2. Развитие у обучаемых потребности в самостоятельном приобретении знаний и создание предпосылок для автономного изучения ИЯ
  3. Деятельностно- и личностно-ориентированный подходы
  4. Деятельностно-ориентированный подход, ставший в последние годы доминирующим в Европе, предполагает обучение ИЯ в атмосфере активной деятельности, используя современные методики и технологии, на всех этапах обучения: диалог, полилог, проект, деловая игра, коллоквиум, круглый стол, дискуссия. Личностно-ориентированный подход предполагает учет индивидуальных особенностей и интересов обучаемых. Во главу угла комплексной программы ставятся взаимоотношения преподавателя и студентов, а также студентов между собой, поскольку обучение иностранному языку есть обучение общению, речевому поведению, коммуникации, а естественное речевое общение может быть только в том случае, если оно психологически обоснованно, если у людей есть желание и есть что сказать друг другу.
  5. Востребованность полученных знаний и умений в будущей практической и профессиональной деятельности обучаемых.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
  1. Использование современной материально-технической базы для непрерывной языковой подготовки: внедрение в процесс преподавания инновационных технологий (мультимедийных средств, Интернет-среды.
  2. Обучение иностранному языку на основе современных контекстно-интерактивных методов, принятых в системе образования, через активное использование в учебном процессе различных интерактивных методик: диалог, полилог, мозговой штурм, проект, деловые игры, дерево решений, коллоквиум, круглый стол, дискуссия (обсуждение вполголоса, методика клиники, методика лабиринта, методика эстафеты, свободная плавающая дискуссия), дебаты.
  3. Контроль уровня сформированности лингвистических компетенций: коммуникативной, профессионально-ориентированной иноязычной, межкультурной деловой (проведение независимой лингвистической экспертизы). На выходе уровень владения иностранным языком студентами должен соответствовать международному уровню В 2, С 1 - (терминология Европейского языкового портфеля).
  4. Развитие международного сотрудничества в области языковой подготовки, (по линии Германской службы академических обменов, Посольства Франции в России).
  5. Ежегодное проведение научно-практических студенческих конференций.
  6. Выполнение преподавателями научной и научно-методической работ, в том числе, в соавторстве со студентами.
  7. Участие преподавателей в различного уровня конференциях; написание учебных пособий, отвечающих требованиям времени.
  8. Работа преподавателей над диссертациями с последующей защитой.
  9. Пополнение фондов учебной, художественной, справочной, периодической литературой и аудиовизуальным материалом.
  10. Активное сотрудничество с Центром учебной литературы Гете-института.
  11. Связь с учебными заведениями города Сыктывкара и Республики и органами ОНО
    • проведение для учителей семинаров по современным методам преподавания ИЯ;
    • участие в организации и проведение конкурсов, олимпиад и других мероприятий по ИЯ;
  12. Сотрудничество с немецкой национально культурной автономией Республики Коми (в частности, по подготовке Дней Германии в РК).
  13. Сотрудничество с Посольством Франции в России (участие студентов во Всероссийских конкурсах на французском языке, работа студентов в качестве ассистентов преподавателя русского языка в лицеях Франции, сдача международного экзамена на знание французского языка DELF/DALF)
  14. Выпуск профессионально подготовленных преподавателей / учителей иностранного языка.

Данные пути служат основой перспективных направлений учебной деятельности кафедры: автономности обучения, его интегрированного характера, коммуникативности обучения, моделирования диалога культур как образовательной среды на основе использования интерактивных способов обучения. Все это имеет главную и конечную цель: формирование и развитие профессионально-ориентированной иноязычной компетенции выпускников кафедры немецкого и французского языков.