Специфика обучения в высшей школе состоит, прежде всего, в том, что оно требует продуманной организации самостоятельной работы студентов, обеспечивающей успешное овладение не только программным материалом, но и навыками научного исследования, творческой деятельности. Кафедра коми и финно-угорской филологии осуществляет подготовку коми филологов, современно образованных учителей, работников средств массовой информации, владеющих знаниями в области коми и финно-угорского языкознания. Профессиональная подготовка студентов, специализирующихся по кафедре, осуществляется по нескольким направлениям: описательная, историческая, диалектная и экспериментальная фонетика, лексикология и лексикография, грамматика, история коми литературного языка, культура речи, язык произведений коми писателей, литературоведение, переводоведение, фольклористика и др. 
Научно-исследовательская работа студентов проводится в рамках просеминаров, спецсеминаров, семинаров дипломников, спецкурсов, а также во внеучебное время. Абсолютное большинство студентов, число которых достигает до 90 %, активно участвуют в разработке госбюджетной научной темы кафедры. Участие студентов в научных проектах, грантах совместно с преподавателями кафедры или их сотрудниками имеет также немаловажное значение, являясь в то же время первым опытом серьезной самостоятельной творческой научно-исследовательской работы студента. 

Большое значение имеет такой вид самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов, как выполнение и защита выпускных квалификационных работ, практикуемый на завершающей стадии подготовки специалиста в высших учебных заведениях. Следует отметить, что начало научно-исследовательской работы студентов кафедра практикует значительно раньше – со 2-3 курсов и продолжает по 5 курс, поскольку в этом случае появляется возможность более целеустремленного использования студентами материала спецкурсов и спецсеминаров для собственных лингвистических изысканий и разработок. Обычно большой продуктивностью обладают выпускные квалификационные работы, являющиеся логическим продолжением выполненных студентами в предшествующие годы обучения курсовых работ, либо активной деятельности в научных кружках, проведения исследований по госбюджетной теме кафедры, а также в разработке проектов внутривузовского гранта. Основной проблематикой работ студентов являются актуальные и недостаточно изученные вопросы грамматики пермских языков, вопросы фонетики, лексикологии и лексикографии, язык коми художественной литературы и коми публицистики, язык фольклорных жанров, типологический аспект исследования, диалектология и др. Ежегодно Государственной Аттестационной Комиссией выпускные квалификационные работы рекомендуются к частичной публикации и к участию в конкурсе выпускных квалификационных проектов. Все работы имеют практическое значение. Основные результаты выпускных квалификационных проектов используются в практике преподавания коми языка, литературы, традиционной культуры народа коми в средних общеобразовательных учебных заведениях: школах, лицеях, гимназиях. Работы студентов публиковались в изданиях разного уровня, в том числе, международных и российских либо региональных. 

Студенты-филологи приобретают также навыки полевой исследовательской работы в ходе фольклорных и диалектологических практик и экспедиций.

          

                

 Целью данных экспедиций является: 
 1) формирование навыков исследовательской работы по полевой фольклористике и диалектологии; 
 2) изучение спонтанной живой речи носителей различных диалектов; 
 3) запись фактического материала в полевых условиях по фронтально-диалогической беседе и его расшифровка для дальнейшего изучения и описания внутренних законов диалекта; 
 4) изучение степени влияния русского языка на диалектную речь коми в условиях интенсивного развития коми-русского двуязычия. 

В период практики студенты самостоятельно собирают фольклорный и диалектный материал, обрабатывают и классифицируют его. Собранный аудио- и фономатериал, картотека лексем, грамматических форм, диалектных речевых конструкций служит источником для курсовых и дипломных работ, а также используется в разработке госбюджетной научной темы кафедры. 

Внеучебная научно-исследовательская работа студентов осуществляется в различных формах: ежегодные студенческие внутрифакультетские конференции, а также международные, всероссийские, региональные конференции; предметные ежегодные олимпиады; различные конкурсы, в том числе, ежегодные конкурсы переводчиков с финского на коми язык и с коми на русский и с русского на коми язык; кружки; СНИЛ; вечера, посвященные Дню независимости Финляндии, а также Дню Калевалы; отчетные вечера по фольклорным и диалектологическим экспедициям и др. 
Кафедра является инициатором и организатором и (или) соорганизатором различных научно-практических студенческих конференций по проблемам коми и финно-угорской филологии: 
1)   ежегодной внутривузовской студенческой конференции студентов (ежегодно); 
2)   Международной научной конференции студентов и аспирантов «IFUSCO»;

   

3)   Коми республиканской научной конференции студентов и аспирантов «Человек и окружающая среда»; 
     
          
При кафедре функционируют СНИЛ (студенческая научно-исследовательская лаборатория): «Лингвистическая СНИЛ». Работа осуществляется в трех направлениях: 
1)   теория и практика перевода (руководитель – доцент В.М.Лудыкова); 
2)   создание базы данных коми лингвистической терминологии, топонимического фонда (руководитель – н.с ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. А.Г.Мусанов). 
СНИЛ призвана привлечь наиболее способных студентов к научно-исследовательской работе с целью подготовки высококвалифицированных специалистов по коми языку. Для этого выполняются следующие задачи:  
1) организация планомерной работы студентов по углубленному изучению теоретических основ коми и финно-угорского языкознания; формирование навыков исследовательской работы путем организации специальных научно-методических занятий и семинаров с привлечением научных сотрудников из ИЯЛИ КНЦ УрО РАН; 
2) ознакомление с альтернативными лингвистическими теориями и концепциями, не нашедшими отражения в основных учебных курсах; совместная разработка проблемных вопросов коми лингвистической науки; 
3) привлечение студентов к разработке новых и недостаточно развитых направлений в коми лингвистике: теория перевода, ареальная лингвистика, двуязычие и интерференция; 
4) привлечение студентов к разработке и созданию лингвистических научных фондов – топонимического фонда коми языка, словарной картотеки, базы данных коми лингвистической терминологии; 
5) развитие навыков самостоятельной работы по сбору и обработке лингвистического материала, овладение приемами анализа и описания текста с использованием сравнительно-исторического, сопоставительного и других методов лингвистического исследования. 
За годы существования СНИЛ были достигнуты следующие результаты: 1) прослушан курс теории и практики перевода (с привлечением ученых из КНЦ УрО РАН); 2) собран богатый микротопонимический материал из разных населенных пунктов Республики Коми; 3) в топонимической лаборатории сделан свод более 1000 названий географических объектов Сысольского района Республики Коми, бассейна Верхней и Нижней Вычегды; 4) систематизирована картотека географических объектов; 5) собран богатый диалектологический материал в виде связных текстов, на основе которых выявлены и зафиксированы в научном фонде аллофоны гласных звуков ижемского диалекта, а также систематизирована картотека звуков речи носителей ижемского диалекта. 

СНИЛ «Теория и практика художественного перевода» - науч. рук. Е.В.Остапова. 12 студентов занимаются переводами художественных произведений с русского и  финского языков на коми язык с дальнейшей публикацией в студенческом альманахе, исследованием переводов поэзии и прозы с русского и финского языков на коми язык, с коми языка на русский, финский и английский языки; проведенён социологический анализ востребованности переводов литературы на коми язык; члены лаборатории активно выступают с докладами в студенческой аудитории, а также на республиканских конференциях, проводимых ИЯЛИ.    

На кафедре ежегодно проводятся предметные олимпиады по курсу современного коми языка, сравнительной грамматике финно-угорских и пермских языков, введению в финно-угроведение, коми диалектологии, сопоставительной грамматике коми и русского языков, истории коми литературного языка, коми литературе и фольклору. 
Привлечение студентов к научно-исследовательской работе в учебное и внеучебное время является необходимой частью подготовки высококвалифицированных специалистов в рамках университетской программы и способствует успешной защите выпускных  квалификационных проектов.