27 мая 2021

Проект университета «Студенческие наставники и тьюторы» завоевал серебро на всероссийском конкурсе

С 18 по 20 мая в Санкт-Петербурге прошел XV Всероссийский конкурс социально значимых студенческих проектов с международным участием «Моя инициатива в образовании». Глава Института тьюторства СГУ им. Питирима Сорокина, студент Михаил Редькин представил на конкурсе проект «Студенческие наставники и тьюторы» и стал призером первой степени. В интервью корреспондент Verbum узнал подробности о поездке и проекте.


О мероприятии

Герценовский молодёжный форум, а ещё и Всероссийский конкурс социально значимых студенческих проектов с международным участием «Моя инициатива в образовании» проводится на базе Российского государственного педагогического университета имени Александра Ивановича Герцена в Санкт-Петербурге и имеет многолетнюю историю, ведь это уже 15-ый по счету конкурс.

Заочный этап конкурса проходил до начала апреля и предполагал создание заявки на участие, подробного описания проекта, видеоролика, отражающего суть проекта и стадию его реализации. В финале конкурса участники представляли проекты очно: в этом году конкурс собрал студентов из 13 городов России (Санкт-Петербург, Москва, Ульяновск, Глазов, Чита, Сургут, Гжель, Нижний Тагил). Общее количество проектов-финалистов – более 40. Общее количество участников на форуме – примерно 100 человек.

Конкурс объединяет в себе множество номинаций, таких как «На злобу дня», «Сотрудничество поколений», «МИО медиа», «Синяя птица», «Веер инициатив» и «Вместе дружная семья». Именно в последней номинации мне как председателю Института тьюторства и наставничества СГУ им. Питирима Сорокина удалось завоевать статус призёра I степени с образовательным проектом «Студенческие наставники и тьюторы».


О проекте

Тьютор, наставник, ментор, куратор, адаптор и так далее. В образовательных организациях России существует множество терминов, определяющих человека, приставленного к академической группе первого курса для помощи в адаптации. Невозможно отвергать тренд на создание отдельных объединений в образовательных организациях, связанных с подготовкой тех самых людей, как и невозможно отвергать то, что новые лица всегда будут поступать в университет и им будет нужна помощь. Иногда мы говорим на разных языках об одном и том же. Проект призван способствовать развитию сообщества людей, занимающихся развитием систем наставничества в своих образовательных организациях.

Сам проект предусматривает три этапа:

- образовательный семинар для тьюторов СГУ им. Питирима Сорокина; 

- республиканский семинар по студенческому наставничеству с презентацией лучших российских практик в этой сфере; 

- выездное мероприятие «Студенческие наставники и тьюторы» (для представителей образовательных организаций РФ).


О подготовке. Переживания

Красной нитью через всю мою студенческую жизнь проходила именно составляющая тьюторства и наставничества. Уже три года я занимаюсь развитием тьюторства в вузе и подготовкой новых тьюторов, не раз мы работали с СПО и помогали им в создании своих сообществ наставников. Я был куратором на двух всероссийских проектах «Студенческие наставники и тьюторы» в Сыктывкаре в 2018 и 2019 году. Поэтому проект очень близок моему сердцу и представлять его от имени университета было очень почетно и ценно для меня, и я очень рад, что получилось донести до экспертов и зрителей ту важность и заложенный в проекте потенциал, доказать, что сообщество тьюторов и наставников – это одна большая и дружная семья.


Конкуренция

Конкуренции как таковой не ощущалось, ибо все участники приехали с отличным позитивным настроем, вопросы первенства и соперничества отпадали и сменялись взаимной поддержкой, искренним и чутким интересом к проектам друг друга, ведь все мы хотим сделать мир чуточку лучше.

К тому же защита проектов прошла почти в самом начале форума, а после мы могли вовлечься в культурный мир Санкт-Петербурга и всей командой разработать новые проекты, связанные с привлечением молодежи к театральному искусству или волонтерской деятельности либо просто поближе познакомиться. Форум дал мне не только почетное призовое место, но и множество новых разносторонних знакомых с различных городов России и, уверен, с ними мы еще встретимся.


Содержание форума

Первый день форума был посвящен публичной защите проектов, с которыми приехали финалисты. Помимо этого, для нас провели экскурсию по РГПУ им. Герцена, познакомили с его многолетней историей и памятниками, ведь на территории университета можно было встретить и Николая Гумилёва, и Константина Ушинского, и даже Конфуция. Ну а закончился день традиционным для форума мероприятием – вечерней экскурсией по Санкт-Петербургу на теплоходе. Стоит отметить, что в тот вечер погода Питера очень радушно встретила приезжих участников сильнейшим проливным дождем, но и он не помешал сбыться всем задуманным планам и показал город в новых красках.

Второй день был ориентирован на развитие культурных инициатив. Участники в смешанных командах разрабатывали проект культурной направленности, пытаясь ответить на вопрос «Что можно сделать, чтобы привлечь молодежь в театр?». Ну а для того, чтобы на собственном опыте ощутить могущество и прелесть театра, были предусмотрены экскурсии в различные культурные места Санкт-Петербурга.

Мне удалось побывать в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии – театре с особой судьбой в истории нашего Отечества, единственном театре, проработавшем в осажденном Ленинграде все 900 дней блокады.

Последний день форума включал в себя проектную сессию, ярмарку студенческих объединений РГПУ им. А.И. Герцена, но самым запоминающимся мероприятием, помимо подведения итогов и оглашения результатов защит проектов, стала Сувенирная лотерея. Представители каждого университета привезли особенный сувенир, символизирующий их регион, город, либо университет. Мне досталась увлекательная книга про развитие металлургии в Нижнем Тагиле. От СГУ им. Питирима Сорокина вуз-участник форума получил брендированную портативную колонку, чтобы музыка вдохновляла на новые свершения. Кроме того, Сыктывкар и СГУ им. Питирима Сорокина известны музыкальным национальным студенческим проектом «Универвидение», поэтому особое отношение к музыке – тоже наш символ.


Егор Денисов, журналистика, 1 курс
Фото предоставлены Михаилом Редькиным