10 июня 2021

Ольга Сотникова приняла участие в заседании Российского Союза ректоров по вопросам развития педагогического образования

8 июня состоялось заседание Российского Союза ректоров по вопросам развития педагогического образования. Итогом заседания стала декларация принципов реализации программ педагогического образования, определяющая совместные подходы к осуществлению содержательной и методической подготовки будущих учителей.

Встречу открыл президент Российского Союза ректоров ректор МГУ Виктор Садовничий, с докладом о задачах и приоритетных направлениях подготовки педагогических кадров для системы образования выступили Министр просвещения РФ Сергей Кравцов и руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев, а также другие представители Министерства науки и высшего образования РФ. К обсуждению вопросов педагогического образования присоединились ректор СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова и руководители других университетов России.


В ходе работы эксперты обсудили задачи и приоритетные направления развития педагогических кадров для системы образования, основные принципы совместных действий при реализации программ педагогического образования для всех вузов независимо от их ведомственной принадлежности, приоритетные направления реализации основных принципов совместных действий при реализации программ педагогического образования.

Участники обсуждения определили принципы реализации программ педагогического образования. Так, в вузы отныне будет стремиться к единому подходу к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей для достижения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Это планируется обеспечить повышением уровня предметной, методической и психолого-педагогической подготовки, в том числе в области предметной и методической подготовки в объеме не менее 50% временных затрат, а также переходом на модульный подход проектирования и реализации ОПОП, основанный на единстве теоретических и практических дисциплин в достижении компетенций.

Образовательные организации также обеспечат общность и конкретизацию требований к базовой части содержания образования, его результатам и условиям реализации, внедрят систему независимой оценки качества подготовки специалистов. Она должна опираться на данные общественно-профессиональной экспертизы, требования работодателей, результаты лицензионных и аккредитационных процедур.

Кроме того, вузы должны разработать и внедрить программы воспитания, обеспечивающие единство требований к содержанию и технологиям обязательных модулей, формирующих гуманитарные ценности и смыслы, создающих условия для личностного и профессионального развития обучающихся.

Также было уделено внимание аспекту интеграции российского образования в международное образовательное пространство – в связи с этим необходимо усилить внимание статусу русского языка и литературы в вузах, реализующих программы педагогической направленности: обеспечить развитие языковых практик, разработку образовательных программ, развивающих культуру чтения будущих педагогов.


Систему высшего педагогического образования запланировано включить в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни.

За счет поддержки педагогических исследований, качественного обновления программ аспирантуры и докторантуры, разработки внутренних и сетевых инструментов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава планируется развивать кадровый потенциал вузов, реализующих программы педагогической направленности.


- Мне, как ректору вуза, в котором обширный спектр специальностей педагогической направленности, очень близки и понятны все темы, которые поднимались на заседании. Более того, повестка, а также сформированные из нее положения декларации уже давно назрели и требуют обсуждения и решения. Говоря об образовании будущих учителей с преподавателями нашего университета, мы уже акцентировали внимание на том, что не менее 50% сил и времени должно отводиться именно на предметную подготовку учителя. Он обязан быть грамотным специалистом, четко знать свой предмет сам и уметь объяснить его ребенку. Еще один очень важный момент, который нам удалось обсудить на заседании ректоров, – утверждение общих подходов к составлению учебных планов для разных вузов страны. Мы должны объединиться, чтобы выработать эти подходы. При общении с коллегами мы подняли еще одну сложную тему – материально-технического оснащения университетов. Сегодня часто происходит ситуация, когда школы, образовательные центры, технопарки, где дети занимаются дополнительно, оснащены лучше, чем вузы, где готовят их наставников. Нельзя готовить учителя будущего на старом оборудовании. На базе нашего вуза мы очень стараемся в силу своих возможностей решать эту сложный и затратный вопрос. Например, нами уже закуплены три современных лаборатории по химии, физике и биологии. В сентябре 2018 года в вузе открыт сертифицированный центр «СМАРТ». Мы учим педагогов создавать образовательный контент посредством SMART-технологий. Лаборатория призвана нивелировать разницу между учителем и учеником в умении использовать современное оборудование, - подытожила ректор СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова.

Фото из открытых источников