5 июля 2021

Профориентация: как в СГУ им. Питирима Сорокина развивают супертренд образования

В Сыктывкаре прошел республиканский профориентационный форум: «Профессиональное ориентирование: вопросы, тренды, вызовы». СГУ им. Питирима Сорокина на нем представляли специалисты Управления профессионального развития, которые рассказали о технологиях в проектировании профессиональной карьеры обучающихся.


В форуме приняли участие 167 педагогов государственных и общеобразовательных организаций, руководители и представители муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб.

В числе спикеров выступили федеральные и республиканские эксперты в области профориентации школьников: Николай Родичев, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Николай Пряжников, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова.


Выступления спикеров, предложения участников, итоги форума показали, что профориентационная работа, которую проводит сегодня университет, построена с учетом условий современного мира, вопросов построения образовательной и профессиональной карьеры поступающих и обучающихся, уже заканчивающих университет, и находится в тренде процесса образования в стране.

Свой опыт университет представил в ходе работы секции «Технологии в проектировании профессиональной карьеры». Управление профессионального развития СГУ им. Питирима Сорокина более шести лет ведет профориентационную работу со школьниками по созданию условий для профессионального выбора обучающихся. Решая задачи совершенствования форм и методов профориентационной работы, взаимодействия с сообществом работодателей и партнерами, содействия занятости и трудоустройству обучающихся и выпускников, в университете создана система профориентационной работы, которая была отмечена дипломом на республиканском конкурсе «100 лучших товаров и услуг Республики Коми».


- Из опыта работы (ежегодно реализуется не менее 10 новых проектов, более 200 мероприятий с десятком тысяч участников) очевидно, что если к выбору профессии и месту получения профессионального образования школьник приходит через выбор работодателя, то это ситуация успеха. Отрадно, что по результатам исследования 2020 года студенты 1 курсов СГУ, вчерашние выпускники, среди мотивов выбора профессии указали желание овладеть ею в 52% случаев. Порадовал и ответ на вопрос «Представляете ли на данный момент специфику будущей профессии»: «нет» ответили только 5%. В то же время, не более 6% студентов указали на трудоустройство по данной специальности в качестве мотива, - отмечает главный специалист Центра развития карьеры Марина Ромашова.

Школьники из Коми часто выбирают для продолжения образовательной карьеры не направление подготовки, а город, куда стремятся уехать из республики по разным причинам. А мотивами выбора направления подготовки становятся симпатии и успехи в изучении отдельных предметов и результаты ЕГЭ. Поскольку определившиеся заранее первокурсники успешнее интегрируются в процесс обучения, трудоустраиваются по специальности, мы ждем поступающих, хорошо знающих себя, с личными профессиональными планами, пришедших получить образование для выбранной профессии и рабочего места.

В ситуации, когда жизнь ставит новые задачи, необходимы новые подходы к формированию карьерной траектории школьника: новые методы и инструменты для достижения результатов, выстраивание последовательности мероприятий с позиции построения карьерной траектории. Важно прогнозировать изменения, искать новые формы сотрудничества с партнерами, привлекать новых партнеров и внедрять мероприятия с инновационной составляющей.


Профориентационная деятельность СГУ им. Питирима Сорокина строится с учетом современных трендов, а именно: переход от диагностирующей к активизирующей профориентации (геймификация, элективные курсы, тренинги, мастер-классы); упор на карьерное консультирование; переход к ранней профориентации; внимание к аудитории родителей как наставников при формировании профессиональной карьеры (только 7% первокурсников назвали родителей как наставников при выборе профессии); внимание к поиску новых партнеров и новых форм взаимодействия с педагогами; учет ситуации на рынке труда в регионе. Это важно и для прогнозирования трудностей в развитии карьеры. При этом традиционные формы работы модифицируются и появляются инновационные.

Проект «Классные встречи: профперспектива» можно считать инновационным. Это встречи со школьниками с использованием игровых и тренинговых элементов. Проект рассчитан на обучающихся 10 классов. Участие в мероприятиях с декабря по май приняли ребята из Гимназии им. Пушкина, Технологического лицея, СОШ №36. Ребята узнали о престижных и востребованных профессиях, на практических примерах оценили личные и профессиональные компетенции, выявили ошибки в ходе профессионального выбора и особенности, на которые стоит обратить внимание при выборе учебного заведения.

- Мы смогли разобраться в качествах работника, общих для многих профессий и определить, какие из них есть у нас, - отметили школьники-участники тренинга.

- Ребята обратились с просьбой о помощи уже после первого занятия, высказывая сомнения по поводу первоначального выбора и стали интересоваться тем, какие альтернативные варианты профессий подойдут, - сообщили педагоги школ, где проводились тренинги, добавив, что неопределившиеся ученики стали уделять достаточно времени для выстраивания своего будущего и активно беседовать на эту тему с родителями, друзьями и психологом.

В планах Управления профессионального развития – завершение работы по созданию интернет-площадки для обучающихся с геймификацией и личным кабинетом школьника; реализация проекта с Центром занятости Сыктывдинского района «Старт успешной карьеры» для выпускников; конкурс на лучшего школьного профориентатора; профсоветы родителям в рамках родительского лектория «Табула раса» и многое другое.

В Управлении профессионального развития очень ждут инициативных студентов (бакалавров и магистрантов), готовых реализовать профориентационные проекты для школьников и выпускников колледжей и гимназий. Можно рассматривать такую работу и как практику, и как стажировку и как площадку для написания ВКР.