22 апреля 2022

Бесплатные услуги дефектолога и логопеда: возможно ли это в Республике Коми?

20 апреля в Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом колледже прошло пятое заседание Ассоциации дефектологов Республики Коми на тему «Ресурсы и возможности психолого-педагогической поддержки с ОВЗ и его семьи». На нем присутствовали члены дефектологического сообщества, а также студенты Института педагогики и психологии СГУ им. Питирима Сорокина, обучающиеся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Дефектолог — это коррекционный педагог, специалист в области обучения, воспитания, адаптации детей с особенностями психофизического развития. Дефектология делится на несколько отраслей: логопедия, сурдопедагогика (помощь детям с нарушениями слуха), тифлопедагогика (помощь детям с недостатками зрения), олигофренопедагогика (помощь детям с интеллектуальной недостаточностью).

 

В заседании, которое проходило одновременно в очном и дистанционном формате с трансляцией на Республику Коми, участвовало более 110 человек: педагоги (логопеды и дефектологи) специального образования республики из учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения, а также студенты направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Перед началом мероприятия членам профессионального сообщества провели небольшую экскурсию, где работники Детского сада № 60 компенсирующего вида Сыктывкара познакомили их с современным тифло-оборудованием и пособиями для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нарушением зрения.

Далее участников заседания в своем видеообращении поприветствовала ректор КРИРО» Галина Китайгородская.


Вела заседание руководитель Ассоциации дефектологов Елена Бугаева. Она рассказала сообществу о новых изданиях, которым был присвоен гриф «Рекомендовано Союзом дефектологов», о новой стратегической программе «Сопровождение через всю жизнь», интерактивном конструкторе для проектирования индивидуальных программ коррекционной работы, горячей линии ИКП РАО по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Краткие итоги IV Всероссийского съезда дефектологов РФ осветила Татьяна Ткачук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Института педагогики и психологии СГУ им. Питирима Сорокина.


После этого прошла встреча с представителями различных организаций, которые рассказали о работе своих организаций по оказанию бесплатной консультативной помощи детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям) на разных уровнях образования.

Первой с докладом выступила Ольга Юркова, старший методист Центра психолого-педагогического сопровождения специального и инклюзивного
образования, интернатных учреждений КРИРО. В своем выступлении она познакомила участников с интернет-ресурсами для оперативного разрешения конкретных профессиональных ситуаций, получения информационных материалов и рекомендаций по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, а также рассказала о бесплатных услугах Республиканского консультативного центра.

Чегодаева Юлия, педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Сыктывкара осветила деятельность Консультационного пункта по оказанию бесплатных услуг консультативной помощи гражданам, имеющим детей.


Об особенностях оказания бесплатной консультативной помощи детям и их родителям (законным представителям) при логопедических пунктах общеобразовательных организаций, а также о просветительской функции логопеда, цель которой разъяснение среди родителей специальных знаний по логопедии в целях профилактики и коррекции речевых нарушений обучающихся школ рассказала Кулиева Наталья, учитель-логопед СОШ № 30.


Социальный педагог, учитель С(К)Ш № 41 Сыктывкара Югова Наталья затронула тему домашнего визитирования семей обучающихся с ОВЗ.

Давыдова Елена, педагог-психолог отдела межведомственного взаимодействия по организации практической деятельности с детьми с ОВЗ (в т.ч. с РАС) и семьями,  их воспитывающими Образование и здоровье в своем выступлении осветила особенности оказания бесплатной помощи в Региональном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.

Балябина Ольга, педагог-психолог СГУ им. Питирима Сорокина, поделилась с коллегами информацией о возможностях использования метафорических карт в работе логопеда и дефектолога.

 

По материалам Института педагогики и психологии
Фото из открытых источников