17 февраля 2023

«Наука молодых – устойчивое развитие Республики Коми»

16 февраля 2023 в стенах СГУ им. Питирима Сорокина в рамках ХХХ юбилейных Февральских чтений состоялась презентация результатов молодежного проекта «Наука молодых – устойчивое развитие Республики Коми».

В 2022 году СГУ им. Питирима Сорокина стал победителем первого конкурса грантов Министерства науки и высшего образования РФ на развитие студенческих научных объединений и вовлечения молодежи в науку.

В международный год фундаментальных наук в интересах устойчивого развития, год культурного наследия народов России проект студентов СГУ им. Питирима Сорокина получил свое название «Наука молодых – устойчивое развитие Республики Коми», а, соответственно, были определены цель и задачи проекта, а также вектор ключевых мероприятий проекта.


Участников мероприятия приветствовала проректор по научной и инновационной деятельности, доктору педагогических наук, руководителю проекта «Наука молодых - устойчивое развитие Республики Коми» Наталья Николаевна Новикова. В своей речи Наталья Николаевна подчеркнула важность студенческой науки в повышении научно-исследовательского и инновационного потенциала Университета, а также обратила внимание на то, что благодаря грантовым средствам удалость существенно расширить масштабы проводимых научных мероприятий, организовать научные экспедиции, а также приобрести уникальное оборудование.

Наталья Николаевна наградила благодарственными письмами студентов – членов СНО, принимавших активное участие в разработки и реализации мероприятий проекта «Наука молодых – устойчивое развитие Республики Коми».

Проект СНО «Наука молодых — устойчивое развитие Республики Коми» был нацелен на создание условий для участия обучающихся СГУ им. Питирима Сорокина в научно-исследовательской деятельности для усиления научного и инновационного потенциала, достижения устойчивого развития и сохранения культурного наследия Республики Коми.

Проект «Наука молодых – устойчивое развитие Республики Коми» включал в себя научно-исследовательскую, научно-образовательную, инновационную и просветительскую части.

В ходе реализации научно-исследовательской части проекта организованы и проведены студенческие научные исследования по наиболее актуальным проблемам социально-экономического и культурного развития Республики Коми, предпринимательству, парадигмам глобального развития и наследия Питирима Сорокина – ученого-социолога, имя которого носит Сыктывкарский государственный университет.

В рамках научно-образовательной части проекта проведены полевая школа, научные семинары, состоялась региональная математическая школы, которые позволили студентам освоить современные методы изучения явлений и процессов, инструментарий проведений научных исследований, освоить алгоритмические и программные методы решения поставленных задач.

Инновационная часть включала в себя организацию мероприятий, направленных на междисциплинарные исследования, предполагающие создание и развитие стартапов в рамках деятельности СНО.

Просветительская часть проекта включала организацию и проведение образовательных интенсивов, конференций и круглых столов, подготовку сборников трудов и статей по материалам проведенных исследований, вовлечение студентов в научное наставничество со школьниками.

Акценты были выстроены на трех направлениях «Изучение духовной культуры Севера», «Экология региона», «Развитие предпринимательских компетенций молодежи»


В результате реализации проекта проведено 20 мероприятий, в том числе 10 научных конференций различного уровня, 2 экспедиции, 2 инновационных форума, 2 конкурса, региональная математическая школа, серия мастер классов, научный интенсив, а также издана монография. Что касается монографии, то авторским коллективом руководил известный ученый - экономист д.э.н., профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой экономической теории и корпоративного управления Ариф Пирвелиевич Шихвердиев и в качестве соавторов к написанию монографии были привлечены студенты старших курсов бакаларвиата и магистратуры.

В рамках работы над проектом были заключены соглашения о сотрудничестве, подготовлены рекомендации для организаций региона по осуществлению хозяйственной деятельности с учетом современных вызовов и угроз, созданы каталоги паспортов инновационных идей обучающихся университета, а также каталог студенческих инновационных проектов, профинансированы выезды обучающихся на крупные Всероссийские мероприятия в города Москва, Сочи, Ухта.

Мероприятия проекты освещались в социальных сетях, официальном сайте СГУ им. Питирима Сорокина, ведущих СМИ Республики Коми и федеральных СМИ.


На мероприятии своим опытом подготовки заявки на грант, организации и проведении мероприятий поделились:

Военушкина Екатерина, обучающаяся 736-РЯо группы Института гуманитарных наук, Артем Шумилов, студент 2-го курса направления «Филология», Валерия Дементьева, студентка-филолог 3-го курса. Участники проекта выступили с докладом "Этнокультурная студенческая экспедиция в Прилузский район",

Кудрявцев Роман, обучающийся группы 222-ЭПо Института естественных наук, Председатель СНО Института естественных наук, рассказавший об организации научно-исследовательской экспедиции и полевой школы на территории национального парка "Койгородский",

Мамедов Алихан, обучающийся группы 716-ПИо Института гуманитарных наук, Председатель СНО Института гуманитарных наук, раскрывший вопросы и трудности в организации молодежной секции Международной научной конференции «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века»,

Мощев Сергей, научный сотрудник отдела планирования и организации научно-исследовательской деятельности Управления научной и инновационной деятельности СГУ им. Питирима Сорокина, рассказавший об участии студентов в подготовке монографии "Предпринимательские экосистемы: проблемы и возможности",

Берестнев Евгений, обучающийся 963а-ЛД групп Медицинского института, Паюсова Ольга, обучающаяся 963а-ЛД группы Медицинского института, которые представили результаты собственного исследования и итоги участия во XXI Конгресс детских инфекционистов "Актуальные вопросы инфекционной патологии и вакцинопрофилактики у детей",

Поляков Юрий, обучающийся группы 531-ИРо Института истории и права, Председатель СНО Института истории и права, который поделился инсайтом новых задач развития молодежной науке по итогам участия во II Конгрессе молодых ученых.

Екатерина Военушкина работала в рамках направления «Изучение духовной культуры Севера». Участниками СНО Института гуманитарных наук совместно с кураторами-преподавателями НИЛ «Филологические исследования духовной культуры Севера» была проведена колоссальная научно-творческая работа по подготовке мультимедийного материала, в т.ч. этнокультурной студенческой экспедиции в сфере исследования духовной культуры Севера, а также фестиваля-презентации по результатам осуществленного проекта.

Преподаватель и аспирант кафедры русской филологии, Екатерина Военушкина рассказала, как родился замысел проекта «Духовная культура Севера: Прилузье в мультимедийной мозаике».

- Наши студенты лишены возможности отправиться в фольклорную или диалектологическую практику. Раньше это было актуально потому, что учеба по данным дисциплинам проходила летом, а студенты и преподаватели ходили к информантам и сталкивались с традиционной культурой напрямую. Сейчас это невозможно по причине изменения учебного плана. Студенты, пресытившиеся кабинетной работой, конечно, хотели отправиться навстречу исследовательским приключениям. Хорошо, что у нас всё получилось, во многом, благодаря Каневой Татьяне Степановне, и мы поехали в Прилузский район, - рассказывает Екатерина.

Также студенты-филологи 2-4 курсов поделились своими впечатлениями. Как с первого взгляда научная работа в поле может показаться романтической и легкой. На самом же деле запал должен сохраняться как можно дольше, потому что расшифровка и обработка собранного материала занимает гораздо больше времени, чем сама экспедиция. А осмысление образа жизни представителей традиционной культуры, их ценностей вдохновляют и позволяют задуматься о вечном. Но, тем не менее, результат того стоит, поскольку студенты получили редкую возможность – реализовать свои мечты на практике.

С 1 по 8 октября студенты посетили с. Лойма, д. Анкерская, с. Спаспоруб, с. Занулье, с. Чёрныш, с. Ношуль и с. Объячево. В течение двух с половиной месяцев студенты и преподаватели активно работали над лонгридами и видео, используя собранные в экспедиции материалы. На портале «Территория просвещения» можно увидеть традиционный крестьянский дом – начальную страницу мультимедийного проекта. Для знакомства с описанием и лонгридами можно «постучать в окошки» – в отдельных окнах откроются лонгриды".


Роман Кудрявцев поделился опытом организации экспедиции научно-исследовательской экспедиции и полевой школы на территории национального парка «Койгородский».

Экспедиция в национальный парк «Койгородский» проводилась в рамках направления «Экология региона».

В ходе экспедиции было проведено комплексное исследование экологической обстановки в национальном парке «Койгородский», в окрестностях города Сыктывкар и других районах юга Республики Коми. Исследование включало в себя анализ загрязнения воды, почв и атмосферы, оценку антропогенных воздействий на окружающую среду, состояние природных экосистем и биологического разнообразия. Были также организованы научные семинары, которые позволили студентам освоить современные методы изучения природных экосистем и биоразнообразия, оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Важными результатами проведенного исследования стали комплексная оценка состояния экосистемы реки Суран в северной части национального парка «Койгородский», а также подтверждение негативного влияния вырубок на биоразнообразие.

В рамках реализации условий грантового соглашения было заключено Соглашение о сотрудничестве с национальным парком Койгородский.

Роман выразил огромную благодарность и.о. директора института естественных наук Сергею Николаевичу Плюснину за помощь и поддержки в выполнении научных исследований.


Алихан Мамедов подробно раскрыл механизм подготовки и организации молодежных секций Международной научной конференции «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века»   и призвал студентов активно участвовать в организации и проведении мероприятий.


Сергей Мощев рассказал о своем опыте участия в научной работе и подготовке монографии «Предпринимательские экосистемы: проблемы и возможности»под руководством именитого профессора Арифа Пирвелиевича Шихвердиева, д.э.н., профессора, академика РАЕН, заведующего кафедрой экономической теории и корпоративного управления СГУ им. Питирима.

Следует отметить, что мероприятие проводилось в рамках проекта «Развитие предпринимательских компетенций молодежи»: студенты, под руководством д.э.н., профессора А.П. Шихвердиева, участвовали в проектировании и формировании комплексной базы данных для всесторонней оценки факторов развития предпринимательских экосистем в условиях Европейской Арктики (знакомство с методологией исследования; участие в сборе первичной информации; содействие в формировании массива данных, собранных в результате исследования; обработка базы данных с использованием статистических методов под руководством преподавателей). Была издана монографии по результатам исследования экосистемы предпринимательства в условиях Арктики: «Предпринимательские экосистемы: проблемы и возможности», организована и проведена Молодежной научно-практической конференции на тему «Экосистема предпринимательства: проблемы и возможности» и публикация сборника материалов студенческой конференции. Разработка туристских маршрутов по Арктике, направленных на развитие Арктического туризма как одного из перспективных направлений малого и среднего предпринимательства.

В своем докладе Сергей сделал акцент на важность участия обучающихся в написании коллективных научных трудов, так как умение работать в команде, по его мнению, – это крайне важный навык в современном мире.

«Современный учёный – это и исследователь, и специалист по организации вокруг себя пространства и коллектива. В настоящее достаточно сложно проводить в одиночку серьёзные исследования. Именно поэтому студент как молодой ученый должен не только обладать научно-исследовательскими навыками, но и уметь эффективно выстраивать коммуникации в научном коллективе для достижения поставленных перед командой результатов. Следует также отметить, что 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В связи с этим нельзя не выделить, что посредством привлечения обучающихся к написанию коллективных научных работ, реализуется важный педагогический аспект – принцип наставничества. Научные руководили из числа профессорско-преподавательского состава делятся своим опытом научных исследований, систематизации полученных результатов и их оформлением в конкретный вид научных работ. Крайне важно, чтобы будущие молодые ученые могли без опаски двигаться вперед на пути своих научных исследований, зная, что в трудной ситуации им есть у кого попросить совета или помощи», - отметил Сергей.

Ольга Паюсова, рассказывая об участии во XXI Конгресс детских инфекционистов «Актуальные вопросы инфекционной патологии и вакцинопрофилактики у детей», отметила, что целью исследования, результаты которого были представлены на Конгрессе являлся анализ клинико-лабораторных и инструментальных данных пациентов с мультисистемным воспалительным синдромом, ассоциированным с инфекцией COVID-19 среди детей, госпитализированных в ГБУЗ РК «РИБ» и ГУ «РДКБ» за период с апреля 2020 года по апрель 2022 года. Научным руководителем работы студентки являлась доктор медицинских наук, заведующий кафедрой педиатрии Медицинского института СГУ им. Питирима Сорокина Н.Н. Кораблева.

Ольга отметила, что «проведенный нами анализ случаев МВС-Д иллюстрирует высокий процент сероконверсии на вирус SARS-CoV-2, преобладание мужского пола в соотношении 2:1 и превалирование возрастной группы до 4-х летнего возраста, гетерогенность клинических проявлений и, в целом, благоприятный прогноз. Продолжающаяся пандемия НКИ и разнообразный спектр клинических проявлений диктуют необходимость наличия высокой степени настороженности врачей, оказывающих медицинскую помощь детскому населению».


Юрий Поляков подводя итог своего участия как представителя Вуза – победителя конкурса грантов СНО во II Конгрессе молодых ученых отметил, что Конгресс посетили специалисты из 44 стран. Среди них — студенты и молодые ученые из России, Австрии, Китая, Индии, Ирана, Египта, Сирии, Турции, Мьянмы, Узбекистана, Франции и других стран. Партнёрами проведения Конгресса выступили крупные госкорпорации, научные фонды, престижные ВУЗы России. Приоритетными направлениями развития науки и технологий на ближайшую перспективу будут являться: медицина (нейромедицина, неизлечимые болезни); биология (в области генетики – лесная геномика); физика/химия (наука о материалах) ( разработка новых областей применения полимеров); микроэлектроника; разработка альтернативы т.н. поиску Эдисона. Юрий обратил внимание на преимущества и перспективы исследовательской карьеры в России (возможность включаться в научные исследования со студенческой скамьи; возможность для начинающих исследователей провести апробацию результатов научных исследований в рецензируемых изданиях; техническое оснащение лабораторий).

В завершении, участники мероприятия пришли к единому мнению о важности продолжения совместной работы для популяризации научных идей в молодежной средстве, генерации научных идей и разработки новых научно-исследовательских и инновационных проектов студентами.


СНО университета выражает огромную благодарность Екатерине Военушкиной, Валерии Дементьевой, Артёму Шумилову, Роману Кудрявцеву, Алихану Мамедову, Сергею Мощеву, Евению Берстневу, Ольге Паюсовой за подготовленные выступления, студентам, которые стали участниками презентации, и преподавателям Татьяне Александровне Носовой (Институт социальных технологий), Вере Сергеевне Русановой (Институт истории и права), Анастасии Александровне Кутузовой (Институт истории и права) за их активную позицию в развитии студенческой науки.

Презеентация

Материал предоставлен СНО

Фото Марка Оникула