25 апреля 2013

Стремительные и неожиданные изменения, происходящие в мире, порой могут привести в замешательство любого образованного человека. Например, цифровые технологии так быстро внедряются в нашу жизнь, что мы просто не успеваем за ними следить. В области высшего образования тоже грядут перемены, и они настолько важны, что не могут не интересовать людей, непосредственно связанных с ним. На сегодняшний момент ясно, что система высшего образования меняется, и эти изменения могут сделать ее совершенно другой уже завтра.

Развитие интернета открывает много возможностей, и одно из последних нововведений - это шанс получить образование в лучших вузах мира.

Чем бы вы ни интересовались, будь то иностранные языки, квантовая механика, финансы или генетика, -  в настоящее время существует огромное количество образовательных ресурсов, которые доступны для вас в любое время. Их называют МООСs (massive open online courses – массовые открытые онлайн курсы) и они становятся удивительно популярны.

В данной статье будут рассмотрены наиболее важные вопросы, касающиеся MOOCs, и некоторые аспекты их влияния на систему высшего образования в мире и в России.

Что представляют из себя МООСs?

Это одна из современных тенденций в области открытого дистанционного обучения и величайшее изменение, или, точнее сказать, переворот, с момента появления лекционных занятий.

Конечно, сама  идея дистанционного обучения далеко не новая.

Согласно Forbes, дистанционное обучение началось еще в 1892 г., когда Университет Чикаго создал первую программу дистанционного обучения на уровне колледжа с использованием почты для переписки со студентами. Позднее дистанционное обучение расширилось до прямых трансляций по радио в 1921 г. и до телевизионного вещания в 1963. В 1970 г. Coastline Community College стал первым колледжем без физической территории, предлагая лишь ТВ курсы.

Но окончательно идея прорвалась в сознание в 2011 г. с введением  MOOCs – сначала в США, а затем и в Европе. Открытый Университет в Великобритании уже минимум десятилетие имеет в своей программе курсы с частичным преподаванием через интернет, а сейчас у студентов есть возможностьполучить квалификацию полностью онлайн. [1]

Википедия предлагает следующее определение MOOC: A massive open online course (MOOC) is an online course aiming at large-scale interactive participation and open access via the web…” «Массовый окрытый онлайн курс – это курс, предусматривающий большое количество участников и открытый доступ через интернет. В дополнение к традиционным материалам, таким как видео, лекции и проблемные задачи, MOOC предоставляет интерактивные форумы, чтобы создать сообщество для студентов и преподавателей» [2]

Как  предполагает название, массовые открытые онлайн курсы – это модель для получения образования онлайн, доступная практически любому человеку (без ограничений), кто хочет принять участие. Участниками могут быть студенты учебного заведения, на базе которого находится MOOC, а также любой человек, имеющий доступ в интернет.

Массовый открытый онлайн курс разительно отличается от старых программ «дистанционного обучения». Каждый курс – слияние видеолекций, тестов и учебных заданий, а также специального форума, на котором студенты общаются и задают вопросы, а преподаватели и другие студенты отвечают на них. Учебные материалы доступны в любой момент дня и ночи всем желающим – было бы желание и интернет-соединение. А экзамены принимаются либо в авторизированных тестовых центрах по всему миру, либо онлайн с помощью специальной программы, подтверждающей личность пользователя.

Почему MOOCs так популярны сегодня?

Стремительный рост популярности массовых открытых курсов можно объяснить большим количеством преимуществ, которые они предлагают. Наиболее распространенные из них:

  1. Прежде всего, доступность. Для участия в MOOCs достаточно иметь доступ к интернету. Такое возможно даже в странах с не самой благополучной социальной ситуацией и для неимущих слоев населения. Единственное ограничение – английский как язык преподавания. Однако благодаря растущему спросу и многочисленным добровольцам, материалы курсов становятся доступны и на других языках.
  2. Высокий уровень самоорганизации: далеко не каждый оказывается в состоянии организовать свое время так, чтобы регулярно добросовестно прорабатывать материал, принимать участие в онлайн или живых дискуссиях и в завершение сдать экзамены.
  3. Мультимедийная форма предоставления материала – которая превращает обучение в увлекательное занятие: скрипты  для чтения, видео (в том числе на TED, iTunes, YouTube), онлайн-форумы, вебинары, интерактивные задания в виде пазлов, симуляционные лаборатории по электронике (например, на курсе MITX “Circuits and Electronics“). Многие уверены, что такие комплексные форматы успешно заменят скучные учебники и способны сделать обучение более целенаправленным, разумеется, при умелом их использовании.
  4. Актуальность и новизна тем: Networking, Quanten Mechanics/Physics, Sustainability, In-memory computing, The Secrets of Life (Biology) т.д.
  5. Определенная «универсальность» знаний – последние можно применить практически в любой стране. MOOCs одинаково привлекательны, как для пенсионеров в Индии как средство к повышению уровня образованности (например, в литературе) в рамках обучения на протяжении всей жизни, так и для студентов в новых индустриальных странах, как единственный путь к высокооплачиваемой работе, а также и для матерей-одиночек или  же уже состоявщихся специалистов.
  6. Возможность трудоустройства для некоторых категорий, прежде всего для IT-специалистов.
  7. Для аутистов МООСs неожиданно оказались практически единственной формой обучения. Кстати, многие фирмы уже «открыли» для себя выдающиеся аналитические способности аутистов и на некоторые должности нанимают именно их, создавая специальные условия для работы (в том числе шумовую изоляцию извне).

Благодаря практически молниеносной обратной связи составители курсов и преподаватели имеют возможность быстро реагировать и совершенствовать курсы. [1]

Как все начиналось.

По данным Википедии, термин MOOC  придумал Дейвид Кормьер, преподаватель Университета Острова Принца Эдварда. Термин появился как ответная реакция на курс под названием «Коннективизм и Коннективное Знание»,  который был проведен в Университете Манитобы (Канада), и на котором присутствовало 25 студентов в аудитории и еще 2,300 слушателей онлайн. Так, MOOCs возникли внутри открытых образовательных ресурсов и имеют свои корни в коннективизме.

Платформы

Вскоре появились другие MOOCs, возникшие независимо друг от друга.

На данный момент существует три крупных платформы онлайн-курсов университетского уровня: Udacity, Coursera и edX. Все они базируются в США и начали работу в прошлом году одна за другой.

 

1) Coursera — стартап в сфере онлайн-образования, основанный профессорами Стэнфордского университета Эндрю Нга и Дафной Келлер. В его рамках существует проект по публикации образовательных материалов в интернете, в виде набора бесплатных онлайн-курсов.

Авторами курсов являются преподаватели нескольких ведущих мировых университетов. Как указано авторами ресурса, в настоящее время в программе участвуют представители 33 университетов, в том числе Принстонский университет, Стэнфордский университет, Университет Джонса Хопкинса, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский университет, Университет Торонто, Колумбийский университет, Пенсильванский университет и другие. Количество запланированных курсов составляет 196 (на сентябрь 2012).

Coursera предлагает не отдельные лекции, а полноценные курсы, которые включают видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Доступ к курсам ограничен по времени; каждое домашнее задание или тест должно быть выполнено только в определенный период времени. По окончанию курса, при условии успешной сдачи промежуточных заданий и финального экзамена, слушателю может высылаться сертификат об окончании. На декабрь 2012 г., основная часть курсов представлена на английском языке и меньшая часть на французском. При этом, активно добавляются субтитры на многих языках мира (включая русский), которые создаются пользователями проекта.

В проект было вложено $16 млн и по состоянию на май 2012 на его курсы произошло более миллиона зачислений. Всего в проекте зарегистрировано более 900 тыс. пользователей, каждый пользователь может быть слушателем нескольких курсов.

Около 38,5 % студентов проживают в США. Такие страны как Бразилия, Китай и Индия лидируют в списке иностранных студентов. В топ-20 также входят студенты из России, Германии, Испании, Великобритании, Канады и Австралии.

Миссия организации — обучать миллионы студентов со всего мира, изменяя метод традиционного преподавания.

 

В рейтинге 100 лучших сайтов 2012 года, составленным журналом Time, стартап Coursera победил в номинации лучший образовательный сайт года. [3]

 

2) Udacity — частная образовательная организация, основанная Себастьяном Траном, Дэвидом Ставенсом и Майклом Сокольски, с целью демократизации образования. Компания возникла в результате расширения программы по информатике Стэнфордского университета. Дистанционные курсы доступны бесплатно по Интернету, прослушать их может любой желающий. Вначале предлагалось шесть курсов. На 1 октября 2012 года Udacity предлагает 14 курсов. Число студентов составляет десятки тысяч человек.

Курсы предложены в формате видео лекций на английском языке с субтитрами в сочетании со встроенными тестами и последующими домашними работами, основанные на модели «учиться на практике». Каждая лекция включает в себя встроенный тест, чтобы помочь студентам понять предлагаемые концепции и идеи.

Студенты могут зарегистрироваться на один или несколько классов до даты сдачи первого домашнего задания. По окончании курса студенты получают сертификат об окончании, подписанный преподавателями. [4]

3) edX

Гарвардский университет и Массачусетский институт технологии (MIT) объявили о запуске партнерства в области дистанционного образования. Новый проект получил название edX. Его главная цель – в объединении усилий двух ведущих университетов по созданию современных онлайновых курсов бесплатного обучения и предоставлению их студентам по всему миру. Планируется что эта система бесплатного онлайн-обучения объединит до 1 миллиарда человек.

В это сообщество приглашаются люди, ищущие возможности для самообразования и заинтересованные в участии в этом проекте.
Технологическая платформа EdX для нового проекта была создана в MIT. Программное обеспечение – открытый код, его могут использовать другие университеты и организации для собственных нужд. Ожидается, что благодаря открытости кода пользователи платформы будут вносить в нее улучшения. Образовательная платформа предусматривает видеозанятия, встроенные опросы, мгновенную обратную связь с преподавателями, студенческие рейтинги вопросов и ответов, онлайновые лаборатории и обучение в темпе, предпочитаемом студентом. Проект позволит определить, какие обучающие методы и инструменты наиболее успешны.
Управляет проектом совместный совет директоров из представителей Гарварда и MIT. Каждый из университетов вложил в проект по 30 млн долларов. Партнерство открыто для присоединения других университетов. 
[5]

Сертификация.

Методы оценивания встречаются разные. Поскольку студентов очень много, оценивать работы типа эссе особенно сложно. Coursera приобщает к проверке выполненных заданий самих пользователей. Прежде чем ставить отметки своим коллегам, студенты изучают критерии оценки и практикуются на уже проверенных работах.

Успехи пользователей Udacity оцениваются с помощью компьютерных программ. Платформа edX использует машинную проверку, самостоятельное оценивание и проверку работ другими студентами.

Методы тестирования и сертификации тоже различаются. Обучение остается бесплатным, но все три платформы начинают вводить на некоторых курсах разные уровни тестирования и сертификации. Стоимость теста и сертификата варьируется от 30 до 190 долларов. [6]

В ноябре 2012 г. Американский Совет по вопросам образования и Coursera объявили пилотный проект с целью определить схожесть некоторых  бесплатных онлайн-курсов с традиционными и т. о. ввести начисление «переводных зачетных единиц-кредитов» (transfer credits) за них. Процесс начнется в начале 2013 г. – совместно с сотрудниками факультетов будет оцениваться, сколько времени заняло обучение у участников, успешно окончивших курсы Coursera.

Желающие получить такие кредиты должны будут внести плату за сдачу «экзамена с удостоверением личности и под наблюдением» (см. ниже). Если будет принято решение в пользу начисления кредитов за определенный курс, успешно справляющиеся участники курса могут за плату получить так называемый transcript (своего рода зачетную книжку со списком курсов и успеваемостью) и подать его в желаемый ВУЗ при поступлении.

Последние не обязаны признавать такие кредиты, однако практика признания подобных транскриптов, выданных  за участие в тренингах, проведенных в армии или работодателем, уже проводится 2-мя тысячами американских колледжей и университетов. Проф. Коллер считает поэтому, например, что, «у мотивированного участника пяти курсов, успешно сдавшего экзамен, шансы быть замеченным ВУЗом намного выше, чем у случайного абитуриента-иностранца, желающего поступить в данный ВУЗ». [1]

Общая цель всех образовательных платформ – совместными усилиями «заново изобрести» образование в мировом масштабе, и сделать его доступным каждому желающему. А это уже серьезный вызов традиционной системе очного обучения, с ее порою баснословными ценами на качественное и престижное образование. Что и вызвало более чем бурные дискуссии относительно того, насколько опасны  MOOCs для элитных университетов, но в первую очередь для колледжей среднего уровня, которые не имеют репутации элитных университетов страны и мира – им, с их ценами и при нынешних тенденциях, становится все сложнее привлечь студентов. [1]

Нашествие MOOCs на Европу

Аналитики называют массовые онлайн курсы величайшей революцией в образовании со времен изобретения печатного станка Гутенберга. Теперь лучший в мире преподаватель может прочитать свой курс не сотне студентов в элитном университете, а сотням тысяч людей по всему миру. Что бы преподать 100 000 человек тот или иной предмет онлайн, необходимо не намного больше средств, чем чтобы обучить 100 человек в стенах университета. С окончанием университета учеба не заканчивается – она только начинается.

Начало 2013 года ознаменовалось приходом массовых онлайн курсов в Европу. В феврале ведущая платформа МООК Coursera объявила о том, что к ней присоединилось сразу 10 известных европейских университетов. Среди «новичков» такие известные вузы как Мюнхенский и Женевский университеты, Политехническая школа Парижа, университеты Рима и Копенгагена.

А в марте берлинская компания Iversity объявила о запуске одноименной платформы массовых онлайн курсов. Ее цель – объединить вузы континентальной Европы для создания собственных массовых онлайн курсов. Запуск первых курсов запланирован на осень 2013 года. А пока компания объявила конкурс на финансирование будущих МООCs. 10 университетов и отдельных преподавателей, представивших лучшие проекты курсов, получат гранты в 25 тысяч евро на их реализацию.

А тем временем в Великобритании набирает обороты, созданная в декабре 2012 платформа массовых онлайн-курсов Futurelearn. Это объединение 17 известных британских университетов, среди которых – университеты Уорвика и Бата, Королевский колледж Лондона, Сент-Эндрюсский и Уорикский университеты. Первые курсы Futurelearn станут доступны всем желающим уже осенью этого года.

Показательно, что соглашение о сотрудничестве с платформой подписали Британская библиотека и Британский совет. Сам премьер-министр Великобритании Джеймс Кэмерон выступил в своей речи в поддержку Futurelearn. Таким образом, массовые онлайн курсы становятся предметом государственной поддержки.

Это объяснятся тем, что образовательные услуги стали одной из ведущих статей британского экспорта. Так, в 2004 году «на экспорт» туманным Альбионом было поставлено образовательных услуг на 28 миллиардов фунтов. Британцы понимают, что массовые онлайн курсы для их ведущих университетов - прекрасная возможность захватить рынок высшего образования всего мира. Уже не говоря о мощном распространении культурного и политического влияния Соединенного королевства.

«Лавина» массовых онлайн курсов приближается, и уже осенью 2013 обрушится на Европу. [7]

MOOCs и карьера.

Многих интересует вопрос, могут ли MOOCs помочь в трудоустройстве.

Глобальные платформы в области образования в цифровом формате могут оказаться настоящей находкой для фирм, ищущих сотрудников.

Это осознали и две платформы-гиганты, Coursera и Udacity, которые вводятбизнес-модель по принципу “headhunting”, работая напрямую с фирмами-потенциальными работодателями. Платформы начали взымать плату с работодателей — юр. лиц, за доступ к списку к участникам с высокой успеваемостью (с разрешения таких участников).

Путем создания таких баз данных MOOCs планируют, среди прочего, ифинансировать свое существование: в таком случае курсы для студентов-участников могут и в дальнейшем оставаться бесплатными.

Udacity создало Job Placement Program для способствования трудоустройства участников курсов, успешно сдавших экзамен, профили которых доступны заинтересованным работодателям, среди которых Google, Bank of America, Facebook, Twitter, TrialPay, Bu.mp и Greylock Venture Partners. По славам профессоров унивеситета, Udacity собирается вести детальный отчет о студентах (включая уровень активности, полученное отличие и т.д.), которые приобрели определенные навыки, и если какой-либо рекрутер выразит желание получить доступ к первой сотне лучших студентов из этого списка из определенного географического региона, он может купить информацию.

Согласно форуму на страничке платформы, студенты Udacity устроились работать в компьютерные компании на должности специалистов по программному обеспечению, операторов, веб-разработчиков.

Coursera, вдохновленная отзывами участников, которым знания, приобретенные на курсах, помогли устроиться на работу, начала с трудоустройства студентов курсов по разработке программного обеспечения, но планирует расширить предложение и на другие дисциплины. [1]

А нужно ли это нашим студентам?

Уже сейчас около 30 процентов американских студентов изучают по крайней мере один курс в режиме онлайн. Как признают буквально все ведущие учебные заведения, работающие по системе дистанционного образования, чтобы быть действительно эффективными в этом направлении, нужно активное участие самих студентов в образовательном процессе. Доступ к информации плюс инструменты для взаимодействия со студентами — вот ключи к успеху иразвитию  дистанционного образования в ближайшем будущем. Обеспечение быстрого и удобного доступа к информации и сопутствующих инструментов для взаимодействия с ней, имеют решающее значение для распространения дистанционного образования и стимулирования инноваций в этой области. Интернет открывает новые возможности для совместной работы на огромных расстояниях и с большой скоростью, причем, это особенно удобно в таких больших по территории странах как Россия и США. [8]

         Популярность американской идеи Moocs находит свое продолжении и в России, в проекте Интернет-Университет Информационных Технологий и Моби - Курс (интернет-портал с MOOCs известных профессоров элитных российских вузов МГИМО, МГУ, МГТУ и др.) Буем надеяться, что российские вузы в ближайшее время активизируют свои усилия в сфере MOOCs и онлайн образования в целом.

Какие возможности открылись для российских студентов с появлением массовых открытых онлайн ресурсов? Их множество, и вот самые перспективные из них:

- шанс бесплатно учиться в лучших университетах мира;

- получать неоценимые знания в области своей специализации и не только;

- уменьшение барьеров в обучении и повышение самостоятельности;

- возможность общения со студентами из разных стран и обсуждения интересующих тем, участие в совместных проектах по изучаемым темам;

-блестящее завершение конкретного курса студентом может помочь привлечь к себе внимание университета, предлагающего курс, и способствовать  возможному поступлению в него;

- возможность дальнейшего трудоустройства (в том числе за рубежом). Платформа Udacity, например, может помочь слушателю найти работу, так как формирует на каждого выпускника резюме и по желанию посылает потенциальному работодателю.

Несмотря на все свои достоинства МООСs все-таки пока не могут  заменить основного образования. Но университеты могли бы использовать MOOCs  в качестве источника дополнительного образования, дополнительного инструмента для повышения квалификации и поддерживания ее на актуальном уровне. В этом MOOCs могут оказаться незаменимыми. Можно попробовать  органично ввести МООСs в стационарные учебные программы для своих студентов. Все, что требуется для этого, это хорошая техническая база и соответствующая языковая подготовка, поскольку большая часть курсов представлены на английском языке. Следовательно, для большинства стран и для России есть только одно препятствование в использовании MOOC – английский язык! Конечно, как показывает опыт, многие видеолекции достаточно быстро переводятся на иностранные языки, в том числе русский. Студентами и волонтерами написано множество субтитров для видеолекций. Однако качественное прохождение курса будет прежде всего зависеть от уровня владения языком самим студентом. В данном случае MOOCs, ко всему прочему, будут сильнейшим образом стимулировать изучение английского языка в вузе. Будущее за MOOCs, и это будущее ждет нас и наших студентов.

MOOСS и БУДУЩЕЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


Источники:

1.  Малиновская М. С MOOC или не с MOOC? Учеба будущего[Электронный ресурс]. // URL:  http://vzagranke.ru/razvitie/grani/global/s-mooc-ili-ne-s-mooc-ucheba-budushhego.html

2. Massive open online courses. [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org.

3. Coursera [Электронный ресурс]. URL: http://www.coursera.org

4. Udacity [Электронный ресурс]. URL: http://www.udacity.org

5. edX [Электронный ресурс]. URL: http://www.edx.org

6. Financial Times [Электронный ресурс]. URL:http://www.mbastrategy.ua/content/view/3708/lang,Rus/

7. Массовые онлайн курсы приходят в Европу [Электронный ресурс]. URL:http://lovi-moment.com.ua/novyny-vnz/zagalni/21436-2013-04-04-17-21-23.html)

8. Развитие дистанционного образования: мировые тенденции. [Электронный ресурс]. URL: http://inyaz-school.ru

 

Е.А.Беляева,

старший преподаватель кафедры иностранных языков для естественно-научных специальностей

Сыктывкар, 2013г.