30 октября 2015
Международный научно-методический семинар «Социальная адаптация и обучение детей с ОВЗ»

28 октября 2015г. закончил свою работу Международный научно-методический семинар «Социальная адаптация и обучение детей с ОВЗ» и Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях ФГОСЭ».

Семинар проводился при финансовой поддержке Программы российско-американского партнёрского диалога «Peer to Peer dialogue» в рамках международного проекта «Виртуальный мастер класс по социальной адаптации детей с ОВЗ».

Организаторы мероприятия — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина» (кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации и Институт непрерывного образования) и Отдел Печати и культуры при посольстве США в Москве.

Партнеры проекта — Коми РО Всероссийское общество слепых (г. Сыктывкар), Специальная библиотека для слепых имени Л.Брайля (г. Сыктывкар), ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», ГБСКОУ «Школа-интернат III – IV вида» г. Саратова, МБОУ СОШ № 53 г. Ижевска, ГБСКОУ школа интернат № 1 им. К.К.Грота, The Hadley School for the Blind (Школа Хэдли дистанционного обучения незрячих), Государственный университет г. Сан-Франциско, Лайтхаус г. Сан-Франциско. В работе семинара приняли участие лекторы из этих учебных заведений, руководитель отдела образования РООИ «Перспектива» М.Ю.Перфильева и координаторы проекта с американской стороны – зам. атташе по культуре Посольства США в Москве Дженифер Вашелески и специалист посольства – Валентина Косторниченко. В качестве слушателей в программе приняли участие более 80 человек: учителя школ, преподаватели вузов, специалисты, работающие в социальных и реабилитационных учреждениях из Сыктывкара, Ухты, Воркуты, Усть-Выми.

В рамках семинара на нескольких рабочих площадках прошли лекции и дискуссии по различным аспектам инклюзии в России и в США (правовые основы работы с детьми с инвалидностью в России, адаптивные технологии в обучении незрячих, функции тьютора, его работа с родителями, детьми и администрацией инклюзивной школы, дистанционные возможности обучения незрячих детей, их родителей и педагогов).

Был представлен опыт Российских инклюзивных и специальных учреждений (МБОУ СОШ № 53 города Ижевска Удмуртской Республики, ГБСКОУ школа интернат № 1 им. К.К.Грота, ГБСКОУ «Школа-интернат III – IV вида» г. Саратова, МАОУ СОШ №18 г. Сыктывкара, Коми РО Всероссийского общества слепых, Специальная библиотека для слепых имени Л.Брайля, РООИ Перспектива) и опыт Американских образовательных и специальных учреждений (Центр Ориентирования для слепых Сан-Франциско, школа для слепых и глухих штата Монтана, Ресурсный центр и программы для студентов с инвалидностью Государственного Университета Сан-Франциско, Хатлен Центр, Школа для слепых и библиотека во Фремонте).

Состоялся круглый стол для администраторов учебных заведений «Перспективы инклюзивного образования в Коми республике», на котором были подняты проблемы, связанные с развитием инклюзивного образования в регионе.

На базе Коми РО Всероссийского общества слепых Ксавьером Аердисом — специалистом по ориентировке и мобильности из США (г.Сан-Франциско) – был проведен мастер класс по ориентировке и мобильности незрячих. Участники семинара также посетили спектакль театра особых людей «Радость моя» и познакомились с приемами реабилитации людей с ОВЗ через театральную деятельность.

На базе санатория профилактория СГУ прошло практическое занятие «Дидактические развивающие пособия в процессе обучения детей с инвалидностью и их использование в образовательном процессе и процессе реабилитации» с демонстрацией работы на специализированных сенсорных дидактических пособиях, специально закупленных в рамках проекта.

На семинаре были также представлены два он-лайн курса повышения квалификации преподавателей по проблемам инклюзивного образования на русском и английском языках, которые предполагается запустить уже к новому году. В курсах будут использованы материалы, созданные участниками проектной группы – статьи лекций и уроки, видео и презентационный материал. Предполагается, что он-лайн программы станут формами сетевого взаимодействия СГУ и учебных заведений – участников проекта.



Минина О.Г.
Зав. каф. ЛиМК СГУ им. Питирима Сорокина,
руководитель проекта