8 сентября 2016
Телемост СГУ «На рубеже эпох» свяжет Сыктывкар с Москвой

9 сентября, в рамках проходящей в Сыктывкарском университете II Международной научной конференции «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века» будет работать прямой телемост. Он откроется в 14.00 и позволит пообщаться участникам конференции и ученым из Москвы в режиме онлайн.

На связь с Сыктывкаром выйдет институт экологии и политологии международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) и Научно-образовательный центр «Высшая школа политической культуры». С одним из участников телемоста Черняховским Сергеем Феликсовичем удалось пообщаться перед началом конференции. Российский политический философ, политолог, публицист, действующий член Академии политической науки, профессор МГУ, научный руководитель НОЦ «Высшая школа политической культуры» рассказал, почему сегодня назрела необходимость перехода от общества потребления к обществу познания.



Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Научный руководитель НОЦ «Высшая школа политической культуры»

Сегодня в мире исчерпывает себя модель развития "общества потребления". Человек не может существовать, не потребляя, — но потребление не может быть смыслом жизни. Стоит вопрос о переходе к обществу познания и творчества и возвращения потреблению роли средства общественного развития, а не его цели.

В основе ускоренного развития мира в последние столетия лежала свободная конкуренция. Ее развитие — привело к возникновению монополий, как смягченного варианта — олигополий. Последние — убивают свободную конкуренцию. То есть старая основа стимуляции — исчерпала себя как таковая.

Сегодня из инструмента обеспечения прогресса потребление превратилось в инструмент деградации. В мире запущен механизм социального и исторического регресса:
— наступление постмодернизма, утверждающегося в моральном релятивизме, провозглашении множественности истин, отказ от традиционных ценностных оснований одновременно с отказом от научного познания мира, отрицание его целостного видения;
— варваризация экономических и политических отношений, сползание к решению политических вопросов насилием;
— отказ от идеи исторического прогресса, нарастание тяготения к архаике, как в форме радикально-фундаменталистких движений, и так и в тяготении к реабилитации фашистских течений.
Нужно откровенно признать — приближается мировая война. Остановить ее могла бы прогрессистская революция в одной или нескольких ведущих странах мира — на что сегодня почти нет шансов.

Единственной преградой и причиной, почему она до сих пор не началась — сохраняющийся у России советский термоядерный арсенал, способный, как и американский — уничтожить все на планете. Но в рамках инерционного сценария США в течении примерно десяти лет создадут возможность его нейтрализации — и тогда мировая война станет неизбежной.

Возможность ее избежать — в готовности России к войне на новом технологическом уровне. Мир в тупике. Ренессанс России — его последний шанс на спасение от катастрофы.



Перед Россией сегодня стоят следующие задачи:
— вернуть утраченное в результате катастрофического развития последнего пятнадцатилетия ХХ века;
— стать лучшими в мире — создать лучшее производство, лучшее искусство, лучшие социальные отношения, лучшую науку, лучшее образование, лучшую медицину. Утвердить в качестве ментальной задачи — быть лучшими во всех сферах жизни;
— осуществить возмездие в отношении тех сил и групп в мире, которые несут вину за постигшую Россию и мир катастрофу.

Россию обманули. Россию заманили в ловушку. Но в ловушку попал и весь мир, спасенный ею от цивилизационной катастрофы в 1945 году. Если Россия вырвется из этой ловушки — она вырвет из ловушки весь мир. Это должен знать и понимать каждый гражданин. Добиваясь восстановления справедливости и положения России в мире, он спасает мир от гибели.

Стратегические цели России в современном мире сегодня таковы:
— остановить регресс;
— овладеть рычагами управления социальными процессами;
— запустить механизмы исторического прогресса.

И в результате этого — принять вызов, создав Новый Мир, основными чертами которого будут:
— создание производства изобилия, являющегося основой не культивирования потребления, а средством обеспечения удовлетворения стремления к познанию, творчеству и совершенствования мира;
— создание общества профессионального самоуправления, обеспечивающего разнообразие, совместное существование групп с разными интересами, увлечениями и пристрастиями, совместно существующими в едином социальном пространстве и взаимно обогащающими друг друга;
— создание условий для свободного развития каждого человека, обеспечение потребности каждого человека в творческой созидательной деятельности, в котором ничто человеку не сможет принести большей радости, чем свободно избранный им творческий труд.

Формат этого общества — общество разнообразия, обеспечивающего свою энергетику и свое саморазвитие за счет взаимообогащения существующего в его единстве различия проявлений последнего. Принципом такого развития становится принцип: "Корни и крона", единство ощущения всех этапов российской истории, от Изборска в его значимости образа древней русской истории до Обнинска, как символа успехов советского периода и достигнутого СССР научно-технического превосходства и лидерства.



Современный мир – это мир утверждения того, что принято называть массовой культурой: упрощенной и во многом примитивизированной культурой общества потребления.

Эта культура, с одной стороны, ниже по своим образцам и утверждаемым идеалам подлинных образцов культуры тех стран, откуда она распространяется. С другой стороны, она не соответствует образцам и нормам отечественной культуры. То есть она в целом разрушает ценностный мир современной цивилизации, в том числе разрушает и классические европейские ценности, и национальную самоидентификацию России. Она прививает образцы поведения не европейского классического типа, а социальных люмпенизированных групп, так и не поднявшихся до овладения этими образцами.

– каковы закономерности развития культуры и интеллектуальной сферы общества так называемой эпохи Постмодерна и как преодолеть имеющие в ней место тенденции определенной ценностной деградации;
– неизбежна ли ситуация, когда расширение доступа миллионных масс к достижениям культуры ведет к снижению общего уровня культуры, или возможны иные варианты развития;
– сохраняются ли в обществе потребления классические представления об эстетических категориях;
– возможно ли – и если возможно, то как – преодолеть свойственные современной массовой культуре определенные упрощение и примитивизацию культурных норм;
- каковы механизмы сохранения историко-культурной идентификации и высоких образцов культуры в условиях информационной агрессии современной массовой культуры общества потребления,
- как сохранить в качестве культурного образца общества образ человека-созидателя, а не гения потребления.

Более полно пообщаться с профессором Черняховским Сергеем Феликсовичем можно будет 9 сентября в 14.00 в Музее просвещения Коми края в рамках прямого Телемоста. Вход свободный.