Эксперт Национального фонда подготовки кадров Наргиc Валамат-Заде: «У СГУ нет времени на раскачку, результаты нужны через год»
В середине апреля Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина вошел в число опорных вузов регионов, став одним из научных центров, призванных обеспечить трансформацию системы кадровой подготовки и обеспечить кооперацию с крупными отраслевыми предприятиями региона. Практически сразу в университет приехала руководитель международных и сетевых программ Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Наргиc Валамат-Заде. О том, что значит для СГУ им. П.Сорокина статус опорного вуза, с кем и как нужно работать, и почему бизнесу важно быть социально ответственным, эксперт Национального фонда подготовки кадров рассказала в интервью БНК.
Фото Николая Антоновского
- Когда появилась информация о присвоении университету статуса опорного вуза региона, думаю, многие прочитали, но мало что из этого поняли. Так что же все-таки такое опорные вузы и зачем они нужны в регионе?
- Опорный университет – это вуз, который прежде всего выступает в качестве опорного для своего региона, готовит кадры для региональных экономик, выступает региональным центром социально-экономического развития. К сожалению, сегодня одной из основных проблем в регионах остается отток молодых специалистов. В регионе должен быть сильный университет, способный обеспечить территорию педагогами, врачами, учеными, инженерами и т.д. Ну, например, если мы говорим о Сыктывкаре, то нужно исходить из жизненных реалий, не так много людей из Москвы, Санкт-Петербурга или других крупных городов приедут сюда, чтобы работать в школах, поликлиниках, детских садах. Но жизнь-то идет, здесь в регионах создаются семьи, рождаются дети, нужны свои врачи, учителя, педагоги, инженеры и кому их готовить, как не опорному университету? Но для того, чтобы выпускники школ с хорошими баллами ЕГЭ хотели поступать в региональные университеты и оставаться здесь, они должны понимать, что региональный вуз может дать качественное образование, которое позволит после окончания получить хорошую работу в регионе. В общем, молодежь должна видеть перспективу.
Более того, университет должен стать более открытым, на его базе должны реализовываться различные программы дополнительного образования для всех категорий граждан региона. Для реализации таких программ я бы рассмотрела возможность выстраивания активного сотрудничества как с регионом, так и с социально ответственным бизнесом, благотворительными фондами, при поддержке которых на базе университета можно было бы апробировать и запустить различные социальные и образовательные программы. Например, я посетила мастерские декоративно-прикладного искусства, скульптуры и художественной керамики Института искусства и культуры. У коллег даже есть патенты на разработанные рисунки. При этом коллеги пока не задумывались о том, чтобы как-то коммерциализировать данное направление, а зря, ведь можно создать компанию с долей университета, но этому нужно научить сначала самих сотрудников вуза. Мне кажется, что здесь было бы актуально запустить программу по развитию предпринимательства, и сделать ее и частью образовательного процесса, чтобы студенты творческих профессий могли бы сразу учиться и тому, как можно зарабатывать на своих умениях, как создать предприятие, очень важно приглашать в качестве лекторов предпринимателей, кто создал свои компании и мог бы поделиться своим опытом. Такие программы способствовали бы развитию малого и среднего предпринимательства в регионе и содействовали усилению региональной экономики через создание новых рабочих мест, поступлению налогов в региональный бюджет. Но чтобы начать свой бизнес, нужно знать, как найти свою нишу на рынке, какую выбрать бизнес-модель, как «упаковать» продукт и найти инвестора – всему этому важно и нужно учить. И здесь снова обозначается роль опорного университета – вуз должен дать прикладные знания и выпустить таких специалистов, чья деятельность будет полезна развитию региональной экономики.
- Статус опорного вуза университетом был получен на конкурсной основе?
- Программа по развитию опорных университетов была начата в прошлом году, был проведен конкурс, по итогам которого были определены 11 опорных университетов первой волны. В этом году был объявлен второй конкурс и университеты, прежде чем попасть в программу опорных вузов, прошли достаточно жесткий конкурсный отбор, в котором приняли участие более 80 и только 22 получили статус «опорного вуза», среди них и Сыктывкарский госуниверситет, который заручился сильной поддержкой со стороны правительства Республики Коми. Полученный статус - это некий знак качества.
В рамках первой волны все победители получили как федеральное, так и региональное финансирование. В этом году ситуация немного изменилась, победителями стали 22 университета, при этом они были разделены на две группы. Разделение проводилось по ряду критериев, в том числе и по объёму софинансирования, качеству заявки и тем программам, которые были представлены на конкурс. В первую группу вошли восемь университетов, которые получат и федеральное, и региональное финансирование. Сыктывкарский госуниверситет вошел во вторую группу, среди которых еще 14 университетов, получающих финансирование со стороны региона, а с федеральной стороны - консалтинговую и экспертную поддержку. Также, сотрудники университета получат возможность принимать участие в деятельности консорциума опорных университетов, который был создан по итогам первого года реализации программы. В настоящее время в консорциум входят 11 вузов первой волны, в скором будущем консорциум опорных университетов расширится.
- У ученых очень часто уникальные разработки могут годами лежать мертвым грузом, просто потому, что о них никто не знает, или не понимает, как это продать. Опорные вузы могут помочь ученым в продвижении их разработок?
- Я с огромным уважением отношусь к ученым, это люди с Божьим даром, они двигатели человеческого прогресса, которые проводят очень важные для всех нас исследования, делают научные открытия. При этом я считаю абсолютно неправильным заставлять ученых заниматься коммерциализацией их идей и разработок, так как это люди совершенно иного склада ума. Мы сегодня были в Институте естественных наук, где есть научные группы, которые проводят уникальные исследования, публикуют их результаты в ведущих научных журналах, печатают книги, но при этом ничего коллеги на этом не зарабатывают, хотя при правильном подходе, вполне могли бы.
- Бизнесу мало просто показать красивый проект, вещь или интересную разработку, он в любом случае будет просчитывать свою выгоду. Как должны вести себя вуз и правительство, чтобы это партнерство работало?
- За последние 10 лет в России значительно выросла социальная ответственность предпринимательства, и сегодня крупный бизнес чаще всего социально ориентирован. И здесь очень важно и региону, и университету вовлекать такой бизнес в сотрудничество и выстраивать серьезные партнерские связи. Технические и инженерные вузы, как правило, имеют многолетние отношения с крупным бизнесом, я знаю много технических вузов, где есть базовые кафедры и есть серьезная поддержка со стороны крупных компаний. Но есть и гуманитарные университеты, и как быть с ними? И здесь тоже важно говорить с бизнесом, объяснять роль таких вузов в развитии региона, ведь в те же технические вузы, с которыми крупный бизнес сегодня активно взаимодействует, в один день просто перестанут приходить сильные выпускники, потому что они не смогут получить хорошее школьное образование, так как учителей просто некому будет готовить. Если сейчас не начать активно выстраивать партнерство внутри региона, не решать социальные проблемы, не создавать нормальную социальную инфраструктуру, то в определенный момент на территории возникнет социальная напряженность, которая не способствует нормальному развитию и бизнеса, в том числе.
- Большая часть ученых Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук – выпускники Сыктывкарского университета, то есть сотрудничество так или иначе существует. Предполагает ли придание университету статуса опорного вуза изменения в этом партнерстве?
- Университет должен занять открытую позицию в отношении сотрудничества со всеми потенциальными партнерами и конечно же и с региональным отделением РАН. Это партнёрство взаимовыгодно обеим сторонам, при эффективно выстроенной совместной работе образовательный и научный комплекс будут получать конкретные заказы на разработку того иного продукта или проводить исследования, а также готовить специалистов, в которых больше нуждается регион. Также нужно обновить отношения не только с РАН, но и с другим региональным вузом, Ухтинским техническим университетом, уверена, что и здесь можно найти возможные точки для сотрудничества. Как пример, город Томск, в котором четыре очень сильных университета, и что сделали томские коллеги - они создали консорциум томских университетов и активно взаимодействуют при наличии здоровой конкуренции, понимая, что от этого партнерства каждый из них только выигрывает. Вы – опорный университет, ваша задача - стать региональным интегратором, выстраивать отношения со всеми, чтобы совместно решать задачи для региона. Сыктывкарский университет может брать фундаментальные разработки ученых РАН, делать их прикладными, а технический университет уже может их достраивать. Это сотрудничество невозможно без желания, без диалога, без человеческого фактора.
- А со средним профессиональным образованием тоже должно быть какое-то сотрудничество?
- Нужно просто понять, какие колледжи и техникумы есть в регионе, кого они готовят. Для технических специальностей практика такого сотрудничества уже отработана везде. По другим направлениям нужно сначала получить понимание потенциала среднего профессионального образования и запрос региона на эти кадры. Может, и не нужно столько специалистов с высшим образованием или наоборот какие-то специальности перевести в вуз. Нужен аудит, чтобы сложить эту картинку внутри университета. Единственное, что у вас нет времени на раскачку, все нужно делать быстро.
- Статус опорного вуза университету придется подтверждать через какой-то период времени?
- Конечно, есть критерии и показатели для оценки, есть программы, которые университет представлял на конкурс, и, значит, должен будет выполнить. Сейчас опорные вузы первой волны представляли итоги реализации своих программ за прошедший год. Все 11 вузов оставлены в проекте, но по итогам защиты был сформирован некий рейтинг, вузы были распределены на три группы, в тройку лидеров вошли Донской государственный технический университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет и Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. Через год и университетам второй волны на Совете придется показывать результаты своей работы. Думаю, что если показатели будут совсем слабыми и не будет видна динамика, то Минобрнауки России, наверное, будет предпринимать какие-то меры, но, надеюсь, что этого не случится, и вузы приложат все усилия, чтобы подтвердить свою значимость и роль в регионе. Поверьте, и в Минобрнауки, и в Национальном фонде подготовки кадров, мы все заинтересованы, чтобы статус «опорный вуз» не был просто на бумаге, мы хотим, чтобы вузы по-новому посмотрели на себя, на свои возможности, на партнеров вокруг.