23 мая 2017
Студентам ИПИП презентовали новые приемы работы с детьми с ОВЗ

22 мая студенты института педагогики и психологии посетили ресурсный центр г. Сыктывкара - МАДОУ «Детский сад № 8» и приняли участие в республиканских мастер-классах, посвященных работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Кто такой ребенок с ОВЗ? Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ: дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи. А дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе детского сада. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.



По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем и дошкольном возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги потом. Также, анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы, у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. Вот почему каждому педагогу, как дефектологу, так и воспитателю важно знать не только подробную информацию о таких детях, но и особенности работы с такими воспитанниками.

В ходе встречи педагоги детского сада №8 рассказали будущим логопедам, дефектологам и воспитателям о секретах установления взаимоотношений и коррекционно-образовательной деятельности с такими детьми. Так воспитатель Г. Карпова о презентовала нетрадиционные техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Педагог-психолог Л. Зуева рассказала о кабинете Монтессори, его наполняемости, условиях работы, практических приемах работы с детьми. Учитель-дефектолог Е. Романенко познакомила с материалами Фрёбеля, рассказала и показала данное оборудование и особенности применения его с детьми с особыми нуждами.

Мастер-класс об использовании гимнастической палки не только на физкультурных занятиях, но и в коррекционной работе узких специалистов показала гость из МАДОУ № 98 Е. Борисова, воспитатель по физо. Её коллега из этого же учреждения учитель-дефектолог С. Лютоева познакомила студентов с техникой квиллинга и возможностями применения данной техники с детьми разного возраста с ОВЗ. Студенты попробовали изготовить открытки в данной технике.



Завершила мастер-классы инструктор по физической культуре МАДОУ №61 В. Жужома, она предложила игры и различные ситуации, применяемые в работе с детьми с определенной патологией (как вступить во взаимодействие с ребенком с РАС, с ТНР, с нарушением зрения, с нарушением слуха). Небольшие импровизированные сценки закрепили у студентов полученные знания.

Ни один мастер-класс не оставил студентов равнодушными. Их интересовало всё – от того «где купить оборудование», до того «а как еще можно использовать эти приемы. Это значит будущие специалисты, действительно, заинтересованы в качестве своего образования и своем профессионализме.

«Спасибо, что раскрыли для нас новые горизонты в работе с дошкольниками» - написали в отзыве студенты группы 6107. «Мастер-классы вдохновили на дальнейшую работу и развитие в данных областях» - точно в унисон предыдущим говорят студенты группы 6560з.

Это уже вторая профессиональная встреча в рамках «Студии педагогического дизайна». Следующим шагом к сотрудничеству было предложено заключить соглашение между СГУ и давним партнером вуза в подготовке дефектологических кадров – МАДОУ № 8 г. Сыктывкара.

И.о. заведующего кафедрой
общей и специальной педагогики
института педагогики и психологии
Светлана Сажина