4 октября 2017
Как соединить бизнес, образование и государство?

В Сыктывкаре на республиканском образовательном форуме «Образование. Государство. Общество» обсудили проблему независимой оценки профессиональных квалификаций. Секция форума прошла на базе Сыктывкарского госуниверситета имени Питирима Сорокина.

Сегодня в университете на секции «Независимая оценка профессиональных квалификаций» ведущие эксперты в этой области – вице-президент Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми», руководитель Республиканского методцентра по развитию национальной системы квалификации в Коми Владислав Рудой, генеральный директор Аттестационного центра Национального агентства контроля сварки России по Республике Коми («АЦ-НАКС – Коми) Анатолий Кажукало и руководитель Центра профразвития педагогических кадров и профобразования ГОУДПО «КРИРО» Роза Антонюк – рассказали о внедрении системы независимой оценки квалификаций в нашем регионе.



Сегодня очень важна профессиональная подготовка специалистов в любой сфере. Активно внедряется национальная система независимой оценки квалификаций, разработанная на основе профстандартов. И подготовка специалистов должна вестись с учетом требований системы оценки квалификаций и профстандартов. Есть «три кита» на которых все держится: государство, бизнес и образование. Мы все должны мыслить в одном направлении. Получается так, что технологии совершенствуются, а народ не успевает. Образовательные стандарты должны соответствовать профессиональным, – начал выступление Владислав Рудой.



Во время беседы обсуждались нормативно-правовые акты, регулирующие организацию независимой оценки квалификаций, особенности автоматизированных информационных систем и сервисов, возможности региональной модели по внедрению национальной системы профессиональных квалификаций в Коми.



Сейчас существует 28 советов по профессиональным квалификациям. Большим спросом пользуются лишь 11. Это профессии в области сварки, строительства, железнодорожного транспорта, нефтегазового комплекса, электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, области информационных технологий, управления персоналом, в целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и сфере офисных специалистов, а также вспомогательных административных работников.

Спикеры обсудили план развития национальной системы профессиональных квалификаций в Коми на 2017-2019 годы. В настоящее время рассматривается разработка и внедрение профессиональных стандартов, формирование наименований квалификаций и требований к ним, применение профcтандартов в сфере образования, создание и функционирование координационного органа, обучение экспертов в области развития национальной системы квалификаций, работа по справочнику востребованных, новых и перспективных профессий, а также мониторинг и анализ рынка труда и основных направлений национальной системы квалификаций.

Планируется проведение совещаний, семинаров, конференций, круглых столов с публикацией информационно-методических материалов, будет проведена работа по популяризации в регионе системы независимой оценки профессиональных квалификаций.



В ходе беседы участники активно задавали вопросы. Может ли центр стать учебной базой? Где взять оборудование? Своим опытом поделилась директор Сыктывкарского целлюлозно-бумажного техникума Елена Выборных.

- Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум существует уже 48 лет. Я считаю, что бизнес должен повернуться лицом к образовательным организациям. Если этого не произойдет, мы можем дальше собираться на форумах, а результатов не будет. Пять лет назад мне сказали – ваш выпускник неконкурентоспособен. Те рабочие программы, которые у нас существуют, необходимо скорректировать и адаптировать под предприятия. Работодатели должны диктовать какое оборудование необходимо приобрести, чтобы 5-6 лет оно было востребовано. Пока бизнес не начнет учитывать образовательные организации, нельзя говорить о стабильности, - объяснила Елена Выборных.

В ближайших планах совершенствовать законодательную нормативно-правовую региональную базу функционирования системы независимой оценки в Коми, заключить соглашения о сотрудничестве с работодателями региона в части формирования регионального сегмента независимой системы квалификаций, разработать модели региональной системы независимой оценки квалификаций выпускников организаций профобразования и заинтересованных категорий граждан. Участники дискуссии пришли к выводу, что ответ на вопрос «Как соединить бизнес, образование и государство?» требует более детального обсуждения. Обсуждение этой проблемы продолжится в будущем.

Ольга ГЕРАСИМОВА
Фото Ольги ШАШЕРИНОЙ