Российский гуманитарный форум: перезагрузка содержания
7-8 февраля Российский гуманитарный научный форум собрал представителей научно-педагогического сообщества из 74 регионов России - председателей специализированных Ученых советов, главных редакторов ваковских научных журналов, эксперты ВАК, а также представителей РАН, РАО, Общественной палаты России. Форум проходил под эгидой Министерства образования и науки России и Министерства культуры России.
В президиуме форума
Основное внимание на форуме уделялось двум взаимосвязанным вопросам: повышению качества гуманитарных исследований, их методологической глубины, эффективности, прогностичности и улучшению подготовки аспирантов и стажеров, их диссертационных работ.
— Идея форума состоит в том, чтобы предложить площадку для коммуникации с одной стороны научных школ и руководителей диссертационных советов, а с другой стороны профессионалов, экспертов из экспертных советов, людей, которые занимаются наукометрией, - пояснили организаторы форума.
Большой интерес вызвали пленарные доклады, в которых освещались пути развития гуманитарных исследований и подготовки исследователей.
Новый главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России Игорь Мацкевич обрисовал проблемы современных научных исследований, среди которых отсутствие научной актуальности, слабая общенаучная и методологическая подготовка, мелкотемье. Главное в докладе – необходимость междисциплинарных исследований, внедрение результатов исследований в политику и управленческую практику, наконец, изменение формата подготовки аспирантов – возвращение аспирантуры к традиционной форме и выведение ее за рамки уровней образования. Аплодисментами встретили участники форума сообщение о том, что в правительстве страны подготовлены соответствующие поправки к закону об образовании, принятие которых намечено на май этого года.
На важной роли методологии и междисциплинарности в исследовании антропологических проблем, проблем новой субъектности человека и мира, позволяющих существенно изменить социальные и педагогические практики остановился вице-президент РАО, академик Юрий Зинченко.
Выступает вице-президент РАО, академик Ю.П. Зинченко
С большим интересом было воспринято выступление председателя Российского профессорского собрания, зампредседателя Общественной палаты России Владислава Гриба, огласившего резолюцию собрания, прошедшего под эгидой Совета Федерации. Многие положения этой резолюции могут быть поддержаны всем преподавательским сообществом России (в том числе об изменении отношения к преподавателю как тьютору, техническому работнику, винтику в бюрократической машине).
От СГУ им. Питирима Сорокина в работе форума принял участие и выступил с установочным докладом «Культурологическая платформа современного гуманитарного знания: возможности и версии» в секции философия, социология и культурология заведующий кафедрой культурологии и педагогической антропологии, доктор культурологии Владимир Сулимов.
Профессор В.А. Сулимов выступает на заседании секции
Итогом работы гуманитарного форума стало принятие проекта резолюции. Участники форума сошлись во мнении, что необходимо в 2018 году документально упорядочить наукометрические показатели, определяющие параметры требований к диссертационным и экспертным советам, к научным и квалификационным исследованиям.
Также отмечена необходимость рассмотрения вопроса о статусе, правах и обязанностях ученых в отношении их авторства в системе «ученый – научный труд – издательство», так как, по мнению участников форума, существующая система оплаты научно-образовательных трудов ученых несправедлива.
Особое место отведено аспирантуре и возвращению ей статуса научного подразделения вуза, выделив существующую ныне образовательную функцию, связанную с получением аспирантами диплома педагога – исследователя, в структуру дополнительного профобразования.
В резолюции уделяется внимание и снижению актуальной направленности гуманитарных научных исследований в аспекте трендовых задач социально-экономического и социокультурного развития России. Это связано с необходимостью переформатирования научно-образовательного гуманитарного процесса, в котором следует четко обозначить современные задачи России, нацеливать внимание обучающихся на гуманитарные факторы ее развития, на их созидательный общественный ресурс.
Принято решение сделать форум ежегодным и придать ему статус независимого научного профессионального Сообщества России по научным гуманитарным исследованиям.
Пресс-служба
По материалам зав. кафедрой культурологии
и педагогической антропологии В.А. Сулимова