19 апреля 2018
Воспитание будущего: каким оно должно быть?

18 апреля в СГУ им. Питирима Сорокина прошел круглый стол «Воспитание: новые вызовы настоящего и будущего». Экспертом встречи стала доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного педагогического университета Надежда Щуркова.



По приглашению члена Совета Федерации Дмитрия Шатохина сегодня у нас в гостях Надежда Щуркова, профессор Московского института открытого образования. Она обладает огромным опытом в воспитательной работе с детьми и молодежью, – выступила с приветственным словом и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова.


Надежда Щуркова известна широкому кругу российских учителей и научно-педагогических работников как ученый-исследователь в области нравственного воспитания детей, она – автор-разработчик научной концепции «Педагогика высокого полета». В течение четырех десятилетий Надежда Егоровна является главным российским стратегом в области работы по организации и обеспечению воспитательной деятельности на принципиально новом методологическом и методическом уровне. Главная идея ее концепции – формирование образа жизни, достойного Человека, нашла отражение и практическое воплощение в деятельности множества школ России.



На круглом столе обсудили вопросы объединения усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи, формирования их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности.
Прежде всего, сегодня мы рассматриваем вопросы, связанные с новыми направлениями в области воспитания и образования. Культурологические аспекты сегодня разные, поэтому важно проследить формирование современного социокультурного общества. Нам очень важно понять последние направления в области воспитания, – подчеркнула первый проректор Коми республиканского института развития образования Светлана Штекляйн.


Надежда Щуркова рассказала о новых этапах в развитии воспитания. По ее словам, в девяностые годы все педагоги разбежались в управление и социологию, а министерство образования заявило, что воспитанием детей должна заниматься не школа, а семья.
Сегодня мы принимаем последствия этого выбора. Учитель вообще может на уроке ничего не делать, все лежит на самих школьниках, потому что именно в самостоятельной деятельности ребенка зарождается его личность. Первое, что мы должны делать – прививать ему культуру, в этом весь смысл воспитания, – начала разговор профессор Щуркова.


Надежда Щуркова обрисовала коллегам ситуацию в сфере воспитания подрастающего поколения.
- Сегодня мы растим потребителей, – считает Надежда Егоровна. – У нас нет соответствующего воспитания. Нам надо хорошо понимать, чего мы хотим и какого мы делаем человека, какие мы закладываем в него ценности.


Ситуация по-настоящему комедийная: все вокруг говорят, что в Европе одни ценности, а в России другие. Но никто точно не может их назвать. Впервые мы услышали это понятие в 70-х годах. Звучит смешно, большинство из вас уже родились с этим понятием, а мы тогда не представляли, что это такое. Однако сегодня можно определить всего 5 ценностей – тех, без которых не может быть жизни на Земле. Это уважение к самой жизни, уважение к человеку, обществу, в котором мы живем и природе – нашему дому. 21 век принес пятую ценность – «Я» – автономная персона, выполняющая свою социальную роль, – продолжила беседу Надежда Щуркова.


Встреча с профессором Московского государственного педуниверситета завершилась дискуссией с педагогами и руководителями образовательных организаций, студентами и представителями общественности. В прениях Надежда Щуркова представила свое видение, на чем должно основываться воспитание детей и какие необходимо внести изменения, чтобы сделать его более эффективным.
Только сейчас мы начинаем находить какие-то методики, которые ведут к самостоятельному формированию предназначения ребенка. Сейчас ничего не надо перестраивать в системе психолого-педагогического образования учителей. Нужно самому принять свой профессиональный долг, – завершила встречу Надежда Щуркова.


Профессор Щуркова встретилась не только с представителями профессионального педагогического сообщества, но и с будущими педагогами, среди которых были и студенты Института педагогики и психологии Сыктывкарского университета.



Во время лекции студенты узнали об особенностях обучения и воспитания современного ребенка, познакомились с современными педагогическими технологиями взаимодействия с детьми. Надежда Егоровна убедила аудиторию, в том, что нынешние дети кардинально отличаются от детей века прошлого, поэтому и воспитание должно быть новым.



- Нам необходимо работать над отношениями — в коллективе, семье, отношением ребенка к окружающему миру в целом, - считает Надежда Егоровна.
Алексей КУЗНЕЦОВ, медиацентр VERBUM
Фото Марка ОНИКУЛА