22 мая 2018
Заседание ФУМО по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» прошло в Казани

Накануне, 21 мая, на очередном заседании федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» в Казанском федеральном университете обсудили подготовку педагога в современном университете, вариативность образовательных программ и исследовательских практик.

Организаторами выступили Минобрнауки России и Казанский федеральный университет.

Участие в семинаре-совещании приняли ректоры, проректоры педагогических вузов, руководители основных профессиональных образовательных программ по УГСН «Образование и педагогические науки», члены президиума ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», ответственные руководители и специалисты Министерства образования и науки России. СГУ им. Питирима Сорокина в Казани представляют директор института педагогики и психологии Светлана Терентьева, директор института иностранных языков Юлия Барышникова и доцент кафедры начального образования Вита Поберезкая.

Заседание прошло под руководством ректора КФУ, члена-корреспондента РАО, профессора Ильшата Гафурова. На примере Казанского университета Ильшат Рафкатович рассмотрел педагогическое образование в федеральном университете.



Вице-президент РАО, председатель координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», первый проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессор Владимир Лаптев в своем выступлении обозначил факторы, которые необходимо учитывать правительству России при разработке национального проекта в сфере образования.
- Среди основных целевых показателей – вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, – отметил спикер. – Стоит обратить внимание и на решение задач в области модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
В завершении профессор предложил модель подготовки педагогов через реализацию различных педагогических проектов.

В вузах сегодня большое внимание уделяется формированию современных моделей педагогического образования. Безусловно, основой являются качественные образовательные программы, которые базируются на результатах научных исследований и профессиональной рефлексии педагогов высшей школы, анализе практики школьных учителей.

Директор института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессор Светлана Писарева отметила особенности и риски подготовки педагогических кадров в непрофильных вузах. Также в своем выступлении Светлана Анатольевна постаралась ответить на вопрос, что может сделать экспертное сообщество, а именно ФУМО, для решения актуальных задач проектирования современных образовательных программ.

В качестве предложенных ею вариантов: организация общественно-профессиональных дискуссий для выработки консолидированного мнения профсообщества; оказание профессиональной помощи коллегам в освоении педагогического знания, необходимого для проектирования образовательных программ; а также экспертиза учебно-методического обеспечения образовательных программ.



О вариативности образовательных программ и единстве требований в подготовке современного педагога говорил на заседании и ректор Томского педагогического университета Валерий Обухов, который предложил примерную структуру приложения по профилям подготовки.

У каждого университета есть интересные практики и наработки в реализации программ подготовки педагогов. Ценность таких встреч состоит в возможности обменяться опытом и взять для себя лучшее, что делают коллеги. Своим опытом поделились представители крымского вуза.

Начальник управления организационно-административной политики Крымского федерального университета им. Вернадского Наталья Карамзина вынесла на обсуждение вопрос обеспечения единых подходов к психолого-педагогической подготовке учителей.

Среди концептуальных идей, предложенных ученым Крымского университета, значатся необходимость формирования педагогического вида профессиональной деятельности в контексте деятельностного практико-ориентированного подхода к подготовке учителя, готового реализовывать ФГОС основного общего и среднего общего образования, соответствовать требованиям профстандарта педагога.

О проекте модуля, обеспечивающего подготовку к педагогическому виду деятельности в период освоения основных образовательных программ классического университетского образования, рассказала проректор по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета, профессор Людмила Трубина.

На заседании ФУМО по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» были рассмотрены вопросы о формировании индикаторов компетенций и структуризации профессиональных компетенций в основных образовательных программах, о создании модели подготовки педагога в современных университетах России, о педагогическом образовании в федеральных университетах и образовательных программах.

Сегодня, 22 мая, представители педагогического сообщества продолжили дискуссии в рамках IV Международного форума по педагогическому образованию, стартовавшего также на площадке Казанского федерального университета. В работе площадки традиционно принимают участие ведущие российские и зарубежные ученые из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Оксфорда, Дублина, Глазго, Амстердама, Мичигана, Техаса.



Представители Сыктывкарского университета 22-23 мая примут участие в международной научно-практической конференции «Интеграция теории и практики в предметной подготовке учителя», проходящей в рамках форума.



На конференции участники представят свои наработки по различным вопросам профподготовки педагогических кадров: опыт реализации педагогического образования в непедагогических вузах, современные подходы к подготовке педагогов среднего профессионального и высшего образования, непрерывное профразвитие школьных учителей, готовность студентов педагогического направления к работе в системе инклюзивного образования, проблемы педсопровождения профессиональной адаптации молодого учителя в современной школе, педагогическое образование в классическом университете, стратегии и возможности профессиональной подготовки в современных условиях бакалавров педагогического образования и многое другое.