19 сентября 2018

Как студентам сохранить финансы? Роспотребнадзор рассказывает

18 сентября в рамках дней финансовой грамотности прошел мастер-класс для студентов СГУ им. Питирима Сорокина на тему «Защита прав потребителей на рынке финансов и услуг». Кредит, рассрочка, особенности договора с банком и защита финансов – стали основными темами.


Мастер-класс провела начальник отдела защиты прав потребителей регионального Роспотребнадзора Ольга Акулова. Она рассказала о сфере деятельности Роспотребнадзора Коми и уточнила, что в сфере потребительского рынка финансовые услуги являются наиболее сложным для понимания сектором. Связано это со сложной спецификой законодательства. По словам Ольги Александровны, Роспотребнадзор следит за соблюдением обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей по Республике Коми. К слову, потребительский рынок включает в себя продажу товаров и оказание различных услуг.


Финансовые услуги включают несколько секторов, самый большой сектор – это банковские услуги, не менее важные – услуги страхования, микрофинансовая деятельность, услуги ломбардов и различные платежные услуги, – говорит приглашенный эксперт.

После рассмотрения секторов финансов, речь зашла о кредите.


Что такое кредит? Кредит – это чужие деньги. И если потребитель подписывает договор и берет деньги, он обязуется вернуть их с процентами. Прежде чем взять кредит, необходимо оценить свою кредитоспособность и выбрать наиболее подходящий вам банк, – отмечает Ольга Акулова.

При разборе вопроса о кредите может появиться новый вопрос, что такое рассрочка? Как объяснила Ольга Акулова, рассрочка дается на несколько месяцев и якобы за этот заём банк не берет проценты. Но это не всегда так – вам могут навязать ненужные услуги, за которые придется заплатить, будь то страховка или пленка на телефон.


Выдачей средств в рассрочку обычно занимаются микрофинансовые организации. Разница между банком и микрофинансовой организацией заключается в том, что банки кредитуют на более длительные сроки под меньшие проценты (до 30%), а микрофинансовые организации выдают небольшие суммы на маленький срок под большие проценты (вплоть до 200%).


Представитель Роспотребнадзора напомнила, что ипотека является самым «недорогим» кредитом, а для обеспечения безопасности своих финансов необходимо читать весь договор и приложения к нему и сравнивать предложения разных банков для выбора наиболее выгодного. Совокупная кредитная нагрузка на бюджет должна быть ограничена и не должна превышать 30-40% от суммы ваших доходов.

По ипотечному кредиту существует два типа платежей: аннуитетные и дифференцированные. Кредит с аннуитетными платежами имеет меньшую ежемесячную финансовую нагрузку на бюджет, нежели кредит с дифференцированными. Однако общая сумма переплаты за весь срок будет намного выше, – отмечает эксперт.


Банковские карты являются удобным средством оплаты и используются большинством студентов. Однако при их использовании нужно соблюдать меры безопасности, о которых и напомнила эксперт:

Ø     Храните пин-код отдельно от карты и не пишите его на карте, не сообщайте никому и не вводите в интернете. При его потере или краже заблокируйте карту.

Ø     Закрывайте рукой клавиатуру при вводе пин-кода.

Ø     При использовании банкомата осмотрите клавиатуру и разъем для карты на наличие посторонних предметов.

Ø     Совершайте покупки в интернете отдельной картой и только на проверенных сайтах.

Ø     Имейте несколько платежных карт и достаточный запас наличных денег, особенно во время путешествий за пределами России, чтобы не оказаться без денег.

Ø     Сообщайте банку актуальные контактные данные.

Ø     Требуйте проведения операций с картой только в вашем присутствии.

Ø     Сохраняйте все документы до окончания проверки правильности списанных сумм.

Ø     В случае мошенничества или ошибочной операции по карте уведомите банк до конца следующего дня, чтобы сумма этой операции была полностью возмещена банком, иначе вернуть деньги будет гораздо сложнее.

В конце мероприятия Ольга Акулова оставила контактные данные горячей линии по вопросам нарушения прав потребителей финансовых услуг и рассказала студентам о ежегодных докладах, которые можно увидеть на сайте «Хочу Могу Знаю».

Глеб Дружинин, медиацентр VERBUM

Фото Марка Оникула

***

- Горячая линия по вопросам нарушения прав потребителей финансовых услуг: 8 800-100-29-26 (ежедневно и круглосуточно (в том числе, в выходные дни) можно оперативно получить консультацию или разъяснение по вопросам защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг).

- Информационный сайт «Хочу Могу Знаю» https://хочумогузнаю.рф

- Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей http://rospotrebnadzor.ru

- Общественная приемная Управления Роспотребнадзора по Республике Коми г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 71: 1. Телефон «горячей линии» – 21-30-61; 2. Личный прием с 9:00 до 13:00 по средам; 3. Сайт http://11.rospotrebnadzor.ru