5 октября 2019

Как правильно воспитывать патриотизм?

4 октября в рамках конференции «Воспитание патриотизма в условиях современного образовательного пространства» прошел круглый стол «Удачные практики воспитания патриотизма в образовательных учреждениях». Его участники рассказали на личном примере, как пробудить интерес школьника к истории родного края.


Модератором круглого стола выступил Олег Золотарев, заведующий кафедрой истории и методики обучения общественно-правовым дисциплинам. На данной площадке выступили шесть докладчиков с необычными и интерактивными методиками патриотического воспитания.


Первым докладчиком Вячеславом Камышевым была представлена квест-игра «В поисках истории Сосногорска». Игра проводилась в течение месяца по трем блокам: «История и архитектура города», «Знаковые точки и улицы города», «Совсем недавнее время и настоящее». Вместе со школьниками в квесте участвовали родственники и знакомые ребят, потому что ответы на некоторые вопросы нельзя было найти в интернете – на помощь приходило взрослое поколение. Сам проект был направлен на изучение школьниками истории родного города. По словам организаторов квеста, такая игровая форма ребятам очень понравилась. Именно поэтому квест провели второй раз, но в обратной форме. Организаторы присылали фотографии, а школьники писали ответы.


Елена Иванова рассказала о применении современных образовательных технологиях в приобщении детей дошкольного возраста к коми культуре. Представленный ею проект «Родной свой край люби и знай» направлен не только на дошкольников, но и на воспитателей и преподавателей. Ребята принимают участие в различных фестивалях, например, «Моя родная Коми земля». В рамках фестиваля проводится три конкурса: познавательно-исследовательский конкурс «Юные знатоки родного края», конкурс-выставка декоративно-прикладного творчества «Республика Коми глазами детей», а также творческий конкурс «Менам муса Коми му», где ребята раскрывают свои танцевальные и вокальные данные, а также демонстрируют знание коми языка и национальной культуры. Также ребята знакомились с устным народным творчеством и коми орнаментом, участвовали в постановках сказок на коми языке. По словам Елены, большое значение в работе имеют также интерактивные игры и электронные ресурсы.


Следующий докладчик, Мария Коснырева, рассказала о дистанционном конкурсе «Живем-поживаем на Коми земле». Этот проект появился в 2017 году и был разработан лично Марией. Его специфика заключается в том, что участники школьной команды в течение двух недель выполняют пять творческих испытаний. В конкурсе могут поучаствовать учащиеся пятых, шестых и седьмых классов. Главный плюс проекта в том, что школьники и учителя могут поработать в команде, а не конкурировать друг с другом. Конкурсные задания сформулированы на коми языке и касаются именно истории нашего края. Например, ребятам нужно было написать рассказ о своей малой родине на коми языке, а также из букв представленного слова составить новые слова.


Елена Лоскутова и Валентина Пальшина посвятили свой доклад роли туристско-краеведческого движения «Отечество – Земля Коми». В рамках этого движения проводятся различные мероприятия, на которых школьники представляют результаты своего краеведческого поиска. По словам организаторов, несмотря на то, что движение существует давно, они не стоят на месте и постоянно придумывают и применяют новые методики. Например, конкурс на государственную символику. Лучшие работы этого конкурса были отправлены на Всероссийский этап.


Учебный курс «Край, в котором я живу» – проект Евгении Поляковой. Курс является краеведческим и соединяет в себе природоведческие, исторические, этнографические и другие знания. «Край, в котором я живу» состоит из трех тематических разделов: «Природа Коми края», «Коми край вчера и сегодня» и «Культурное богатство Коми края». Курс направлен на младшеклассников и формирует у них уважительное отношение к семье и своей Республике. В этом году ожидается издание рабочих тетрадей по курсу и методических рекомендаций к пособию «Край, в котором я живу».


Оксана Чудинова рассказала об опыте воркутинского патриотического движения дошкольников «Маячок». Первым шагом для создания движения стал выбор символики. Так у старшей группы дошкольников стартовал конкурс на лучшую эмблему. В рамках конкурса были проведены творческие мастерские по разработке эмблемы. Одновременно с созданием логотипа музыкальный руководитель создавал гимн движения дошкольников. «Маячок» тесно сотрудничает с детскими садами и школами города, а также с военно-патриотическими кружками.


Когда доклады закончились, была принята резолюция, в которой обозначили следующие пункты: обновлять содержание учебных предметов путем включения в них культурно-исторического, духовно-нравственного компонентов; шире использовать современные педагогические и туристические технологии с краеведческим направлением, позволяющие развивать позитивные качества личности, формировать гражданскую позицию обучающихся; обеспечивать чувственное развитие у молодежи, на основе положительных примеров, через содержание образовательных программ и различные видов деятельности; действенно приобщать учеников и обучающихся к общечеловеческим ценностям, нормам и правилам, позволяющим жить и действовать в настоящем и будущем; использовать социально ориентированные игры, включающие их в коллективную активную деятельность; повышать роль рефлексивной деятельности, способствующей осознанию своего отношения к окружающему миру и своим поступкам; оказывать методическую помощь школам по формированию и развитию у детей положительного ценностного отношения к окружающей среде; вовлекать обучающихся в различные виды совместной общественно полезной деятельности.

Диана ЧИЛФАПУР