7 октября 2019

EdCrunch-2019

О человеке, машине и образовании говорили на конференции EdCrunch в Москве. Это одна из крупнейших в Европе конференций в области новых образовательных технологий. Ее называют глобальной конференцией о цифровых инновациях в образовании. О том, как в начале октября прошел очередной EdCrunch, от первого лица рассказал доцент кафедры прикладной математики и информационных технологий в образовании Илья Баженов.


Многолюдный EdCrunch

Шестой год подряд EdCrunch собирает в свои ряды тех, кто небезразличен к инновационным образовательным процессам. Здесь собираются и обмениваются опытом разработчики образовательных сервисов и приложений, преподаватели, учителя, методисты, управленцы в образовании, частные фонды, инвесторы и экспериментаторы.


Надо было просто наблюдать, как от станции метро «1905 года» шел людской поток. Все при гаджетах, и кругом — разговоры о конференции. Регистрация участников начинается за час в отдельных палатках на улице, специально устроенных для этой процедуры. Несмотря на слаженную работу организаторов и волонтеров, выстраивается очередь, и уже тут начинаются общение, встречи старых друзей и новые знакомства. При виде программы глаза просто разбегаются… Появляется сожаление о накладках, о желании сразу быть в двух-трех местах, ведь параллельно реализуется около 11 треков по разным ступеням образования и инновационным направлениям в цифровых технологиях. Везде известные люди, эксперты и спикеры мирового уровня. И все это в два дня…  


Особенности EdCrunch-2019

Традиционно организаторы определяют ключевую тему — месседж конференции. В этом году ключевой фразой была: «Точка перегиба: от человеческого капитала к человеческому потенциалу». Суть этого призыва состоит в том, что человечество благодаря техническому прогрессу и новым технологиям подходит к некоторому рубежному состоянию. Развитие искусственного интеллекта все больше приближает машину к человеку, вместе с тем возможности человеческого мозга не безграничны. Как строить образование в будущем, какова в нем роль человека и машины, учителя и машинного обучения? Такие вопросы все больше и больше тревожат общественность. Ключевой темой этой конференции был человек, развитие его потенциала и поиск ответов на вызовы цифрового мира. Эта ключевая проблема ставилась на всех площадках, где обсуждалось образование всех уровней: от дошкольного до корпоративного.

Человек и машина

Кульминацией всей конференции стал баттл между двумя очень известными учеными и педагогами, специалистами в области нейронауки Татьяной Черниговской (Россия) и Барбарой Окли (США). Вел это мероприятие не менее известный ученый и педагог академик РАО Александр Асмолов. Баттл назывался «Нейрокогнитивная и революционная оптика». Огромный зал был полным, участники сидели прямо на полу и следили за происходящим на сцене.


Вот только несколько фраз, которые запомнились:

«Мы (человеки) принципиально непрогнозируемые и непредсказуемые существа».

«Компьютеры никогда: не влюбляются, не напиваются, не просыпают».

«Если что-то и не умеет наш мозг, так это не учиться».

«Не нужно быстро считать и запоминать, для этого есть компьютер. Нужно уметь смотреть на задачу под другим углом, через другую «оптику»».

«Мы собираемся еще быть на этой планете? Если мы не согласны покончить со своим видом, то нам надо развивать способность меняться вместе с миром, развивать истинно человеческие качества. Если соревноваться с компьютерами в их компетенциях, мы можем проиграть».


Самое интересное

В целом за два дня я посетил около 12 различных мероприятий. Это и выступления экспертов, и панельные дискуссии, и мастер-классы, и кейс-сессии. Старался попасть на действия, где принимают участие известные люди, зарубежные ученые и специалисты.


Был на двух выступлениях Тима о’Рейли, основателя и генерального директора O’Reily Media. Он основал компанию, решив предоставить «интересную работу интересным людям», и дела быстро пошли в гору. Сегодня O'Reilly Media занимается онлайн-обучением, публикует книги, проводит конференции, призывает компании работать на благо общества и пытается изменить мир путем распространения и обогащения знаний инноваторов. Это ему принадлежит термин Web 2.0. Он рассказывал, как в его компании происходит подготовка профессиональных программистов и разработчиков. Очень образно рассказывал о своих изменениях взглядов на эти вопросы и их продвижение.

Второй почти легендарный человек — это Паси Сальберг, автор финской образовательной системы, профессор Гарвардского университета и университета Нового Южного Уэльса в Сиднее (Австралия). Он рассказывал о своих последних исследованиях, касающихся роли игры в жизни людей и игровых технологиях в образовании.

Почти два часа занимался на мастер-классе Вилли Вейнандса (Нидерланды). Основатель eduScrum показывал, как он использует в своей школе проектные технологии. EduScrum становится популярным и в России: около 30 российских школ активно используют эти технологии.

Что было еще

Во-первых, до начала конференции целых два дня проходил ВоркШоп — это обучающая площадка, где можно было познакомиться с конкретными практиками и авторами методик по выбранной заранее траектории. Кроме этого, на протяжении всей конференции работала выставка образовательных технологий, заключались договоры с разработчиками, которые представляли различные проекты. Можно было посмотреть и новый софт, и новое «железо», и новые виды образовательных услуг. Можно было «продать» любую свою идею — работали переговорные комнаты, где эксперты принимали идеи проектов и разработок.


Во-вторых, вечером первого дня в программу конференции вошло большое представление. В огромном многолюдном зале на сцене выступали известные в образовании эксперты. Несколько глав из жизни современного учителя, живой текст, театрализованные сцены сопровождались выступления экспертов разных областей образования. Спектакль шел полтора часа и назывался EdCrunch Night: PRO ТЕБЯ.


Наконец, как и любая конференция — это неформальное общение с коллегами, друзьями. На конференции было много знакомых, общение шло постоянно. Выпито немало чашек чая, обсуждено много разных тем, восстановлены утерянные на время контакты. Было интересно узнать, кто, чем занимается, шло обсуждение и новых идей, и совместных проектов. Это была конференция инноваторов в образовании, а они умеют заниматься не только серьезными делами, но и отдыхать!


Материал и фото предоставлены Ильей Баженовым