13 декабря 2019

Опыт этнокультурного образования республики будут собирать в СГУ им. Питирима Сорокина

Лаборатория этнокультурной направленности открылась в СГУ им. Питирима Сорокина. В Институте педагогики и психологии появился краеведческий кабинет «ЭтноЛабКоми». Лаборатория объединит накопленный опыт по методическому обеспечению этнокультурного образования детей. Первая в своем роде лаборатория будет собирать и систематизировать лучшие практики по использованию этнокультурного наследия и историко-краеведческого материала в работе с детьми.


Создать лабораторию удалось в рамках проекта «Мое Отечество — Коми край». Этот проект получил грантовую поддержку Минпросвещения России. На торжественной церемонии открытия кабинета красную ленту перерезали и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова и директор Института педагогики и психологии Светлана Терентьева.

— Есть разные лаборатории в нашем университете: по радиофизике, химии, биологии, но именно эта лаборатория светится теплом, потому что она транслирует нашу этнокультуру — то, что будет объединять наш университет с другими организациями Республики Коми и не только. Мы уже обсуждаем, как будем организовывать взаимодействие через Министерство образования, науки и молодежной политики, — отметила и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова. — Хочется поблагодарить Мальцеву Валентину Александровну за то, что она подала заявку на грант, получила деньги. Надо отметить, что грант — это те условия, которые создаются в нашей стране для развития молодежи, для появления такого хорошего образовательного пространства.


Идея о создании «ЭтноЛабКоми» возникла в начале 2000-х, когда в содержание образовательных программ был включен так называемый национально-региональный компонент. Стали активно развиваться исследовательские направления по изучению традиционной культуры коми народа. Идейными вдохновителями были Лидия Вавилова, Виктор Канев. Их исследования внесли особый вклад в становление и развитие этнокультурного направления в образовании Республики Коми. Сегодня их последователи ведут активную исследовательскую работу по воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения в духе национальной принадлежности, признании их гражданами многонационального государства и патриотами России на основе традиций культуры родного края. Накопленный многолетний опыт, наработанные методические материалы, которые сегодня являются востребованными для всех уровней системы общего образования Республики Коми, позволяют дальше исследовать, консолидировать, распространять весь потенциал этнокультурного наследия региона в рамках деятельности лаборатории.


— Главными героями в создании этого кабинета являются преподаватели и студенты Института педагогики и психологии СГУ им. Питирима Сорокина. За столько лет они собрали такой замечательный материал, в него вложена душа. Теперь мы можем показывать, что у нас есть, и коллегам по региону, и иностранным студентам. Пусть фонд пополняется, пусть лаборатория живет. Все получится, если вы захотите! — подчеркнула автора проекта «Мое Отечество — Коми край» Валентина Мальцева.

Продуктами деятельности «ЭтноЛабКоми» станут учебно-методические и методические пособия, учебно-методические и методические разработки, а также парциальные программы этнокультурной и краеведческой направленности. Подробнее об «ЭтноЛабКоми» рассказала одна из инициаторов его создания, заведующая кафедрой дошкольного образования СГУ им. Питирима Сорокина Елена Егорова:

— Одна из задач лаборатории — собрать, систематизировать и презентовать эти разработки. Основными авторами работ стали преподаватели и студенты Института педагогики и психологии. Если говорить о студентах, то, в основном, это обучающиеся заочной формы, практикующие педагоги, которые реализуют в рамках тем самообразования этнокультурный компонент.


Все проекты, которые представлены в «ЭтноЛабКоми», основаны на этнографических исследованиях ученых и адаптированы для детей разного возраста. Это методическое подспорье для педагогов всего региона.

— Мы берем материал, который представлен в этнографических изданиях. Оттуда мы черпаем те основы, которые могли бы быть интересны, занимательны, с помощью которых можно бы было приобщить детей к этнокультуре. Не каждый педагог-практик будет изучать огромное количество этнографического и искусствоведческого материала историков, этнографов и искусствоведов Республики Коми. Столько авторов с разными направлениями исследований — попробуй все синтезировать, выявить нужное, сделать так, чтобы это было понятно детям, и еще и подать в форме игры! — рассказывает Елена Егорова.

Авторы проекта отмечают, что краеведческий кабинет «ЭтноЛабКоми» является новым инструментом для консолидации практик по патриотическому воспитанию молодежи, являющимся одной из важных задач образования. Он служит целям проекта «Мое Отечество — Коми край», который направлен на объединение усилий общественных, общеобразовательных, профессиональных организаций и организаций культуры по патриотическому воспитанию детей и молодежи за счет привлечения их к участию в социально-значимых культурных и краеведческих проектах. Проект выступает как культурообразующий институт с функциями сохранения и развития национальной самобытности, формирования гражданско-национальной идентичности подрастающей личности. Этнокультурная и краеведческая направленность в новых моделях образовательных учреждений будет способствовать воспитанию и социализации личности, как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях глобализации.


— Мы хотим наладить сотрудничество с разными образовательными организациями. Бывает, образовательные организации обращаются к нам за научной основой:   хорошая практическая разработка у них есть, но им необходимо теоретическое обоснование, чтобы была научная база их практических разработок. Вместе мы могли бы формировать парциальные программы по разным этнокультурным направлениям. Это был бы готовый инструмент в работе с детьми в части этнокультурного содержания, — поделилась Елена Егорова.

Краеведческая лаборатория «ЭтноЛабКоми» является в нашей республике единственной в своем роде. Ни в одном образовательном заведении республики нет лаборатории с подобным содержанием.

— Например, в Коми республиканском институте развития образования есть лаборатория по национальным проблемам, но мы занимаемся работой разной направленности: они повышают квалификацию состоявшихся педагогов, а мы формируем будущих педагогов, ведем их подготовку, делаем акцент на профессиональную деятельность. С помощью разработок из краеведческого кабинета мы учим студентов включать этнокультурный компонент в образовательную работу с детьми, на практике организуя разного рода мероприятия, например, занятия по подвижным играм коми,— комментирует завкафедрой дошкольного образования Елена Егорова.

Посетить краеведческий кабинет ЭтноЛабКоми можно в корпусе СГУ им. Питирима Сорокина №8 на Коммунистической, 25. Он располагается в крыле Института педагогики и психологии.

Медиацентр Verbum
Фото Марка Оникула