21 апреля 2020

Дистанционное обучение и эффективность вебинаров обсудили на педагогическом форуме «Цифровая образовательная среда»

Разнообразный спектр вопросов обсудили на дискуссионных площадках участники Всероссийского педагогического форума «Цифровая образовательная среда». Напомним, он проходит по инициативе СГУ им. Питирима Сорокина с начала апреля в онлайн-формате и нацелен на развитие и распространение цифровых технологий в образовании, на подготовку преподавателей, студентов, аспирантов к созданию и развитию цифровой образовательной среды.

Организатором «Цифровой образовательной среды» является опорный вуз региона Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина. Форум проходит уже второй раз и традиционно в онлайн-формате. В этом году участниками форума стали почти 100 человек из 16 регионов России и даже Узбекистана. Среди них — преподаватели вузов, аспиранты, студенты, учителя, педагоги дополнительного образования, которые активно используют цифровые технологии в образовательном процессе.

Форум включает в себя несколько площадок:

  • всероссийский конкурс методических разработок «Урок в цифровой школе-2020»;

  • фестиваль интерактивных форм обучения;

  • дискуссионные площадки по обсуждению основных проблем в области использования цифровых технологий в образовании.


Важно заметить, ведущими дискуссионных площадок стали магистранты первого курса направления «Электронное обучение».

Артем Чистяков возглавил дискуссионную площадку «Использование сетевых сервисов в обучении иностранному языку». В рамках площадки магистрант рассказал о преимуществах изучения языков с помощью интернет-технологий и сетевых сервисов Веб 2.0. Такие сервисы предоставляют право пользователям самостоятельно создавать контент, менять его и управлять связями. Артем привел примеры популярных сервисов, например, Duolingo, Polyglot Club и т.д., а также в онлайн-формате обсудил с другими участниками форума эффективность изучения языков с применением технологий.

Использование в учебном процессе Веб 2.0 технологий также способствует освоению таких навыков, как критическое мышление, учебная автономия, творческое саморазвитие, рефлексивная и коммуникативная культуры, — отметил молодой человек.

Ведущей площадки «Сетевой проект в школе: эффективная форма работы или бесполезная трата времени?» стала учитель русского языка и литературы «Республиканского центра образования» Юлия Лизунова. Магистрантка рассказала, как сетевые проекты помогают в организации эффективной групповой работы школьников. Юлия вынесла на обсуждения вопросы, связанные с эффективностью сетевых проектов, а также узнала мнение участников форума о преимуществах и негативных последствиях подобных проектов. Девушка презентовала свой проект «Площадка сетевых проектов для учащихся госпитальных школ»:

Вовлекая учеников в сетевое взаимодействие, учителя пытаются вернуть длительно болеющему ребенку положительное мироощущение и оптимизм, способность к адаптации к прежним условиям жизни. В 2017 году площадка сетевых проектов стала призером республиканского конкурса «Инноватика в образовании». В планах: организация сотрудничества с подобными госпитальными школами России для проведения совместных сетевых проектов для детей, находящихся на лечении в стационарах.

На третьей площадке участники обсуждали самый актуальный вопрос для всех студентов страны — дистанционное обучение в вузе. Ведущий площадки «Эффективность применения дистанционных технологий в вузе» Всеволод Коряковцев рассказал о технологии дистанционного обучения, а также о плюсах и минусах подобных технологий в образовательном процессе. Участники поразмышляли о том, на каком уровне находится применение дистанционного обучения сейчас и можно ли создать образовательную модель, предполагающую исключительно дистанционный тип обучения.


Магистрантка Ольга Калимова возглавила площадку «Использование технологий быстрого 3D-прототипирования в школе». Участники форума подискутировали о перспективах развития использования технологий быстрого прототипирования в школах, целесообразность использования такого метода, а также его достоинства и недостатки.

Преимуществом использования быстрого 3D-прототипирования является ускорение процесса конструирования изделий за счёт быстрого внесения изменений в цифровую модель объекта (прототипа) и его документацию. Прототипирование как процесс проектирования школьниками объектов реального мира позволяет развить исследовательские навыки моделирования объектов и процессов, междисциплинарные связи, пространственное мышление, а также сформировать навыки и культуру проектной деятельности и повысить рост мотивации учащихся к изучению предметов, — замечает Ольга Калимова.


Воспитатель Ирина Виноградова в рамках площадки «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к соревнованиям по робототехнике» рассказала о соревнованиях по робототехнике для дошкольников и подготовке к ним. Участники площадки обсудили преимущества участия детей в подобных соревнованиях, а также необходимость создания соревнований для начинающих.

Магистранты Ольга Рубцова и Николай Баженов стали ведущими площадки «Вебинар — инструмент коммуникаций студентов и преподавателей в условиях дистанционного обучения». Участники поделились мнением о преимуществах и недостатках вебинара, подискутировали о способах повышения эффективности вебинаров, а также его роль в дистанционном обучении.

На площадке «Применение фитнес-браслетов на занятиях физической культурой» ведущий Иван Мишарин рассказал о роли подобных браслетов на тренировках, а также отметил их плюсы и минусы. Участники обсудили эффективность использования фитнес-браслетов, а также поделились личным опытом использования таких трекеров.


Илья Белянский и Елена Петрова подняли тему корпоративного обучения с применением цифровых технологий. Магистранты рассказали, как ведущие компании повышают уровень сотрудников при помощи цифровых корпоративных школ, курсов и университетов. В рамках площадки участники форума поразмышляли, может ли такая форма обучения заметить традиционное и как повышается уровень обучения при использовании цифровых технологий.

Ведущими площадки «Сайт педагога: необходимость или потребность?» стали Наталья Боцман и Ирина Дорошенко. Магистрантки поделились популярными хостингами, на которых можно создать свой сайт. Также ведущие подняли на рассмотрение такие вопросы: Сайт педагога — это его помощник или замена? Должен ли сайт педагога выступать инструментом взаимодействия с обучающимися? Возможно ли с помощью сайта педагога выстроить дистанционное обучение на период самоизоляции?

Таисия Меньшикова и Роман Сидоров порассуждали об инновациях в цифровых технологиях. Магистранты вместе с участниками форума порассуждали, можно ли организовать инновационное обучение без применения цифровых технологий и не отвлекают ли такие технологии от образовательного процесса.

Ведущей последней площадки «”Виртуальная лаборатория” как форма дистанционного обучения. Плюсы и минусы» стала Екатерина Грибова. Виртуальные лаборатории — проекты, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают обучающимся овладевать новыми знаниями и умениями в научно-естественных дисциплинах. Ведущая вынесла на обсуждение такие актуальные вопросы, как: плюсы и минусы виртуальной лаборатории и проблемы внедрение таких лабораторий в учебный процесс.

Медиацентр VERBUM

Фото из открытых источников