25 мая 2020

Инструктив онлайн?! Легко!

Впервые в СГУ им. Питирима Сорокина подготовка студентов к летней педагогической практике прошла в дистанционном инструктивном лагере. Результатом стала готовность 139 будущих вожатых к работе с детьми в условиях детских оздоровительных лагерей и площадок РДШ.


Главная цель вожатого — сопровождать детей в санаториях, загородных лагерях (ДОЛ), на детских площадках, создавать условия для развития коллектива, планировать и реализовывать его деятельность. А инструктивный лагерь — это краткосрочная инсталляция настоящего лагеря, возможность будущим вожатым почувствовать себя детьми, чтобы понять, как правильнее с ними работать.

Ранее инструктивный лагерь проходил в стенах университета, затем в лагере «Чайка». В этом году карантин заставил окунуться всех в дистанционный формат. Чтобы сохранить качество обучения, кафедра педагогики и психологии образования продумала каждую деталь проведения инструктива.


Лучшие традиции реального лагеря и новых форматов онлайн-лагерей, творческие задания, общение с однокурсниками и даже спорт ждали каждого участника. Ведь онлайн лагерь — это не четыре дня за компьютером. Наоборот, задание каждого дня должно подразумевать оффлайн активность — танцевальную разминку, фотокроссы, изготовление поделок своими руками, написание проектов и так далее. Каждый день, как каждая смена лагеря, должен был иметь свою тематику и свои задания. Поэтому первый день «Hogwarts Academy of Witchcraft» был посвящен волшебству, маскировке и перевоплощению; второй день «Мир наизнанку (Путешествия)» — киберспорту, виртуальным турам, фотобатлам и сторителлингу; третий день «Проектный офис» был полон воркшопов, онлайн-выставок, представлений и защит проектов; четвертый день «Праздник заказывали?» подразумевал конкурсы «Мастера IT-живописи» и «Открытый микрофон», танцевальный челлендж, закрытие смены.


Здание лагеря заменила группа в социальной сети ВКонтакте. Для общения руководящего состава лагеря создали беседу, для лагерной площадки предназначалась стена группы, а для встреч — платформа Zoom.

Сплоченность детского коллектива — залог успешной работы в течение всей лагерной смены. А как сплотиться, если каждый у себя дома в разных уголках Республики Коми? Задания были подобраны так, чтобы они провоцировали ребят на командную онлайн-подготовку, решение конфликтов и оказание взаимопомощи.

С самых первых минут будущие вожатые «окунулись» в первый день детей в лагере. Он был максимально насыщенный, как и первый день в реальном оздоровительном лагере. Студенты смогли понять, что от них ждет администрация лагеря и научились сами планировать свое время. На стене «лагеря», где проходила смена, ежедневно появлялись интересные видео, фото и музыкальные материалы. Возможности электронных устройств, видеотрансляции, социальные сети и все, что составляет неотъемлемую часть жизни современных детей и подростков, было направлено в лагере на творчество, на познание нового, на общение в добром, позитивном ключе и активизацию жизненной позиции детей в реальной жизни.


Утром на стене размещались вдохновляющие материалы по теме дня и оффлайн-задание. Каждый день это: разминка, полезный мастер-класс, вдохновляющие материалы. До вечера команды выполняли задания, отчеты о которых выкладывались на стену «лагеря». Задания не носили соревновательный характер, а  наоборот, были направлены на обмен мнениями и идеями, кооперацию, активизацию творческого потенциала. Но каждое задание оценивалось самими участниками лагеря через «онлайн-опросы».

Самое сложное в лагере — это наладить межличностные отношения между членами отрядов. Сначала было непонимание, как можно коллективно решать вопросы и выполнять задания, если все по домам?! Потом все отрегулировали. Научились распределять обязанности, делить ответственность, соблюдать сроки, — делится впечатлениями вожатый одного из отрядов Владимир Дмитрачков.


На финальном онлайн-концерте — закрытии лагеря — самые оригинальные идеи и их исполнение были отмечены памятными призами. Призы и подарки не являются главной целью, скорее, приятным дополнением.

В этом формате можно найти определенные преимущества, например: обмен опытом и различными идеями проведения воспитательных мероприятий в онлайн-среде, мотивация к повышению качества работы посредством конкуренции, умение находить общий язык и деликатно общаться через соцсети, поддерживать свою команду в удаленном доступе. А самое главное — это овладение новыми технологиями проведения мероприятий. Сейчас нам никакие карантинные меры не страшны. Мы уже знаем, что и как можно провести с детьми даже в формате дистанционного общения, — отметили старшие вожатые инструктива Дарья Копосова и Виктория Нефедова.


Итогом обучения стали мини-проекты, которые новоиспеченные вожатые потом реализуют в детских лагерях и на площадках РДШ.

Все эти преимущества онлайн-формата не перекрывают очевидные недостатки такой формы взаимодействия. Конечно, режим онлайн-работы надо знать обязательно. Это необходимо для современной жизни. Тем более, нас уже предупреждают, что карантинные мероприятия, вполне возможно, будут повторяться, и, что самое неприятное, в учебный период года. Но мы очень надеемся, что в следующем году инструктивный лагерь пройдет при непосредственном взаимодействии студентов традиционно на базе ДОЛ «Чайка», что даст возможность более качественно подготовить студентов к работе в оффлайн-режиме. Вместе с тем, в следующем году мы обязательно используем опыт этого года и будем включать в инструктив и онлайн-взаимодействие, — подвели итог преподаватели кафедры педагогики и психологии образования Ольга Старцева и Светлана Рачина.

Материалы предоставлены к.п.н., доцентом,

заведующей кафедрой педагогики и психологии образования Сажиной С.Д.