1 ноября 2020

СГУ им. Питирима Сорокина поделился с российскими университетами своим опытом электронной интернационализации

Глобализация и интернационализация – термины, которые прочно вошли в современный лексикон. Эти два относительно новых понятия уже глубоко интегрированы в современное общество. Не осталась в стороне и сфера высшего образования, где в силу специфики самой системы интернационализация приобрела свои характерные черты и особенности.


Электронная интернационализация – это связь между сервисами, объединение различных элементов и систем в единую среду. В основе лежит принцип успешной коммуникации при реализации комплексной программы. Для университетов, перед которыми стоит задача экспорта российского образования, быстрое и четкое взаимодействие представителей вуза и иностранных абитуриентов – важный аспект работы. Отсутствие оперативного отклика на запросы абитуриентов подрывает репутацию вуза в зарубежном интернет-пространстве и снижает лояльность потенциальных абитуриентов к вузу.


Этим проблемам был посвящен интенсив Высшей школы экономики «Электронная интернационализация 2.0: как управлять международным digital-брендом университета». Принять участие в обсуждении актуальной темы пригласили представителей СГУ им. Питирима Сорокина. Право поделиться опытом получили всего 3 вуза из 18, которые уже начали внедрять программу электронной интернационализации: Новосибирский государственный университет, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова и самый малочисленный по числу студентов и отдаленный от научных и культурных центров – СГУ им. Питирима Сорокина.


С 2016 года количество иностранных студентов в университете выросло с 0,5 процентов до 3,6 процентов от общего числа студентов. Обучать иностранных студентов из дальнего зарубежья вуз начал с 2018 года. Сегодня в вузе 7,5 тыс. студентов на разных образовательных программах, более 190 из них – иностранные граждане из 27 стран. Вуз разработал две образовательные программы с частичным обучением на английском языке: программа по специальности «Лечебное дело» реализуется с 2018 года, а магистерская программа по направлению подготовки «Прикладная информатика» ждет абитуриентов с 2021 года. Для потенциальных абитуриентов на подготовительном отделении более пяти лет проводится обучение по программе «Русский язык как иностранный» с пятью профилями подготовки (медико-биологический, инженерно-технический, естественнонаучный, экономический, гуманитарный). Выпускники подфака становятся студентами не только СГУ им. Питирима Сорокина, но и других вузов России.

Электронной интернационализацией в СГУ им. Питирима Сорокина занялись чуть больше двух лет назад. За это время у университета появилась англоязычная версия официального сайта, вузу удалось расширить присутствие в сети Интернет за счет активной работы в социальных сетях, на образовательных порталах, на официальном сайте и участия в онлайн-выставках: глобальном Дне российского образования (Global Russian Education Day, Global RED), а также в выставках Ассоциации восточно-европейских университетов для стран СНГ, Индостана и Ближнего Востока.

Отдельного внимания заслуживает проект англоязычной версии мобильного приложения «PassenGR» (онлайн-отслеживание городских автобусов, перечень остановок) в целях обеспечения комфортной городской среды для иностранных гостей столицы Республики Коми, города Сыктывкара. Проект реализован с ведущим республиканским пассажироперевозчиком – ООО «Комиавтотранс».


В приемную кампанию 2020/2021 года абитуриенты подавали документы дистанционно и сдавали вступительные испытания с помощью системы прокторинга. В итоге на дополнительную программу «Русский язык как иностранный» поступили 10 человек, занятия в дистанционном формате в системе Moodle для них уже начались.

Сегодня можно сказать, что восемь выпускников подфака, которые успели оценить университет, продолжат обучение в СГУ им. Питирима Сорокина.


Наработанный университетом опыт лег в основу кейса по внедрению программы электронной интернационализации. Его презентовали главный специалист Управления по связям с общественностью Юлия Уразова и ведущий специалист международного отдела Николай Спичак.

Акцент в презентации был сделан на региональный компонент и стремительное внедрение электронной интернационализации при относительно небольших ресурсах. Узнавемость СГУ им. Питирима Сорокина на мировом образовательном уровне невелика. Учебное заведение расположено на территории, отдаленной от культурных центров и крупных городов, в суровом арктическом климате. Потенциальные абитуриенты слабо представляют, где им предстоит жить и учиться, поэтому продвижение вуза неотделимо от продвижения региона и города Сыктывкара. До будущих студентов важно донести информацию, что Сыктывкар комфортен и безопасен для жизни, а высшее образование здесь ничуть не хуже, чем в столице. Поэтому на англоязычном сайте университета даже появился специальный раздел, посвященный Республике Коми.

- Система электронной интернационализации нашего университета только формируется, поэтому мы максимально мобильны. Мы оперативно реагируем на любые замечания, учитываем все потребности и запросы абитуриентов. Формируя образ университета, помимо информации об образовательных программах, мы делаем упор на пешую доступность социальных и всех необходимых молодому человеку объектов в городе, безопасность, а также на уникальную культуру и природу Республики Коми. У нас иностранные гости смогут увидеть все четыре времени года: жаркое лето, золотую осень, снежную зиму и цветущую весну, заняться экзотическими для студентов из жарких стран видами спорта (лыжи, коньки, сноуборд, горные лыжи, санки). Кроме того, в Коми большое количество туристических природных маршрутов (национальные парки, заповедники, другие природные объекты), колоритная кухня и многонациональное население – здесь проживает более 70 национальностей, - рассказала главный специалист Управления по связям с общественностью Юлия Уразова.


Еще одна особенность в формировании международного бренда СГУ им. Питирима Сорокина – небольшой опыт реализации образовательных программ для иностранцев. Вуз еще только ждет первый выпуск студентов-медиков, которые могли бы лично поделиться своим опытом обучения в Сыктывкарском университете. Как отмечает ведущий специалист международного отдела Николай Спичак, у вуза большой потенциал для экспорта образования, который предстоит раскрыть.

- Любой университет по сути своей интернационален. Мы видим, что молодежь мобильна, готова к переездам и открыта новому опыту. Сегодня социальные сети стирают этнические и культурные границы, студенты из других стран уже не боятся «чужих». Это важно для экспорта российского образования. Но сама по себе студенческая мобильность без четкого понимания целей и задач, видения результатов, которые будут достигнуты при поступлении в вуз, перспективах дальнейшего обучения в России не поможет увеличить количество иностранных студентов. И сотрудники международного отдела СГУ им. Питирима Сорокина считают важным еще на этапе приема дать иностранным абитуриентам самую полную информацию по этим вопросам, а не только по учебным программам. Получение высшего образования в нашем университете идет с учетом важного принципа – сохранение уникальности традиций и культуры тех стран, из которых к нам приехали ребята. Мы практикуем индивидуальный подход – то, что практически не встретить в больших федеральных вузах. Мы сопровождаем каждого иностранного студента на протяжении всего срока обучения. Электронная интернационализация – тот инструмент, который помогает иностранцам адаптироваться в новой для себя среде, а преподавателям - выстраивать работу с иностранными обучающимися, - отметил ведущий специалист международного отдела СГУ им. Питирима Сорокина Николай Спичак.

Электронная интернационализация в этом году показала свою состоятельность. Она оказалась чуть ли не единственным доступным инструментом, после того, как из-за пандемии были закрыты границы, а у рекрутеров отсутствовала возможность лично посетить университет. В онлайн вышли даже те университеты, которые ранее ориентировались на инструменты оффлайн-рекрутинга/приёма.

Российские вузы оказались в разной мере готовы к онлайн-приемной кампании 2020 года. В Сыктывкарском университете сработали созданные в предыдущие годы механизмы набора и проведенные до локдауна мероприятия. Приемная кампания 2021 года предъявит ещё более жесткие требования к digital-брендам и интернет коммуникациям российских университетов.

Пресс-служба
Фото Марка Оникула и из архива Медиацентра Verbum