8 декабря 2020

«Робототехника» АЭРО: в Доме научной коллаборации СГУ школьники учат роботов летать

В 2020-2021 году на базе Дома научной коллаборации им.Валентины Витязевой в Сыктывкарском госуниверситете стартовал образовательный проект по аэроробототехнике. Направление реализуется в рамках дополнительного образования. Сыктывкарские школьники 5-11 классов на базе опорного вуза учатся не только управлять беспилотными аппаратами, но и собирать их «с нуля» и программировать автономные полеты.


Для занятий в университете создана современная материальная база: компьютерные классы с необходимым программным обеспечением, робототехнические наборы и конструкторы, 3D-принтеры, паяльные станции, наборы контроллеров и различных датчиков и многое другое.


Как рассказал доцент кафедры общетехнических дисциплин и методики обучения технологии Михаил Китайгородский, дети знакомятся с квадрокоптерами, конструируя простые дроны из наборов за несколько занятий.


«Собрать квадрокоптер — мало, мы ставим задачи его настроить для выполнения полезных задач. Школьники сами учатся настраивать передатчик с летательным аппаратом. Учитывая, что в аудитории несколько квадрокоптеров, то каждый пульт управления должен быть настроен индивидуально для каждого дрона», - пояснил М.Китайгородский.

Педагог также сообщил, что создание автономных роботов и управление ими — это большая работа, требующая от детей определенных знаний. Учащиеся должны уметь запустить двигатель, чтобы аппарат в дальнейшем взлетел, а потом сделать так, чтобы он выполнил задачу и приземлился.

«В дальнейшем учащиеся будут подключать к дрону различные датчики, позволяющие определять объекты и контролировать высоту, чтобы дрон мог преодолевать препятствия. Задачи могут быть разными, например, квадрокоптер может определить предмет по QR-коду, захватить и переместить его», - поделился преподаватель.


Во время занятий дети получают навыки в электронике, механике, химии и физике. Юным инженерам нужно знать, как выполнять сборку дрона, безопасно работать с литий-полимерными аккумуляторами и многое другое.

«Для достижения задач мы даем теоретические основы аэронавигации, авиамоделирования и других наук, в том числе и программирования. С помощью программ можно управлять и другими машинами, но в аэроробототехнике из-за того, что дрон должен перемещаться по воздуху, выполнять задачи сложнее», - считает М.Китайгородский.


Cобрать квадрокоптер сегодня можно с нуля, все комплектующие доступны в интернет-магазинах. И даже если пока сложно сказать, продолжат ли ученики ДНК имени Витязевой заниматься аэроробототехникой в будущем, но инженерное мышление, навыки сборки, умение паять, программировать останутся с ними на всю жизнь.

Сейчас квадрокоптеры и роботы используются на производствах, в поисково-спасательных операциях, а также в топографии, науке и культуре.


Ключевой центр развития детей «Дом научной коллаборации имени В.А. Витязевой» открылся на базе Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацроекта «Образование».

- Как опорный вуз мы прекрасно понимаем, насколько важно сегодня дополнительное образование, ведь девиз проекта: сегодня дети – завтра ученые. В ДНК им. Витязевой школьники проникаются научной атмосферой. Мы видим свою задачу не только в развитии hard-компетенций, но и содействии главному приоритету – учить детей не просто работать, а работать вместе, создавать проектные команды, коллективы единомышленников, способных совместно справляться с вызовами будущего. Так, благодаря задействованию мощного преподавательского состава университета, для каждого из 400 учащихся центра ДНК объединяются концепции проектов «Успех каждого ребенка» и национальной технологической инициативы, - отметила ректор СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова.



По материалам «Комиинформ»
Фото «Комиинформ»