21 октября 2017
Ответственность историков перед обществом обсудили в Сыктывкарском университете

В четверг, 19 октября в рамках Фестиваля науки в Республики Коми на круглом столе «История как фактор общественной консолидации и национальной безопасности» обсудили, какова мера ответственности историка перед государством и обществом, и как можно расценивать попытки пересмотра истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.

 
Модераторами выступили проректор по административной и организационной работе СГУ им. Питирима Сорокина Дмитрий Пинаевский и ученый секретарь Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН Дмитрий Милохин.

На круглом столе дискуссия развивалась в рамках четырех тем: какова роль преподавателя истории в современном информационном обществе, роль институтов гражданского общества в сохранении исторической памяти, формировании национальной идентичности, в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; где грань, отделяющая интерпретацию истории прошлого от «фальсификации истории»; альтернативная история Второй мировой войны: жанр литературной фантастики или инструмент идеологической диверсии.



- На наш взгляд, тема круглого стола в современной геополитической ситуации в мире является крайне актуальной. Историческое знание является ядром самосознания человека, в более широком смысле - общественной самоидентификации и сохранения или выстраивания национальной самоидентичности народа, - отметил Дмитрий Пинаевский.

В дискуссии приняли участие директор Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина Ольга Кузиванова, член совета РО «Офицеры России», Ринат Ахметзянов и представитель РОД «Русский мир» Владимир Ичёткин, замначальника управления массовых коммуникаций, информатизации и связи администрации главы Коми Евгений Зелинский. А также представители профессорско-преподавательского состава Сыктывкарского и Ухтинского университетов, Академии госслужбы и управления, Коми республиканского института развития образования, а также преподаватели Сыктывкарского лесотехнического колледжа и Коми республиканского колледжа культуры им. В.Т. Чисталёва, учителя школ города и студенты.



Доцент УГТУ Евгений Вологин предложил задуматься о воспитании сознания учителей, ведь в школе на историю Великой Отечественной войны отведено всего четыре часа. Также отметил, что надо помнить слова Александра Зиновьева, советского государственного и политического деятеля, который говорил: «Мало сказать правду, надо подумать, как жить после этой правды».

Думаю, что любой историк знает, что одно и то же событие можно интерпретировать по-разному. Сегодня история является оружием массового воздействия на подсознание человека. Понятно, что идеологическая борьба, которая не вчера придумана и ведется не только против нашей страны, подразумевает прежде всего дискредитацию системы смысла, вслед за этим идет нарушение системы управления и «похороны» государства. То, что сейчас происходит в Украине – это прямое следствие экспериментов над общественным сознанием. Так что роль учителя имеет колоссальное значение. Не вчера сказано, что «рука, качающая колыбель, правит миром», - отметил доцент кафедры философии и методологии образования УГТУ Евгений Вологин.



Говорить правду надо, но открыто. Мы знаем историю Великой Отечественной войны, но не знаем историю Второй мировой войны. У каждого государства есть белые и черные стороны. Наша вина в том, что мы не рассказываем нашим детям всей правды, – добавил член совета РО «Офицеры России», председатель НКА «Татары в Республике Коми» Ринат Ахметзянов.



На дискуссии также были приведены результаты социологического опроса, проводившегося трижды - в 1998, 2004 и 2007 годах. Отвечая на вопрос о том, чем из прошлой истории страны сегодня гордятся граждане России, большинство опрашиваемых ответили, что гордятся победой в Великой Отечественной войне.

Вы говорите, что против нас идет война. Во-первых, война идет против всех, и в Европе все друг друга не любят. Но никто не идет против нас, мы никому не нужны. Почему-то мы придаем себе огромное значение. Россия ведет себя как женщина, брошенная всеми: меня не любят, никто не обращает внимания. Второе, преподаватель должен относиться к своему предмету, как врач к больному. Хороший или плохой – это не его дело, он просто лечит. Что касается учителя истории, то мой принцип – это золотая середина. Как я должен реагировать, когда я включаю телевизор, а там ругают Украину, переключаю канал, ругают нас. Давайте просто «пожмем руки» и прекратим ругаться. Проблем сейчас много и за одну секунду их не решить, – призвал собравшихся заведующий кафедрой истории и теории государства права КРАГСиУ Игорь Ластунов.

Я бы хотела поддержать тезис о том, что запад давно ведет идеологическую борьбу против России. И эти факты я хочу обозначить через видение Питирима Сорокина. Он совсем не был заинтересован обелять в чем-то Советскую Россию, но так получилось, что когда он приехал за границу, то обнаружил, что в странах Запада и в США часто пишут книги о России, опираясь на непроверенные источники и слухи. И представляли в этих произведениях русских как варваров, а русский народ обозначен как самый жестокий. Питирим Сорокин написал книгу «Россия и Соединенные Штаты», где попытался сравнить и проанализировать страны, – отметила директор Центра «Наследие» им. Питирима Сорокина Ольга Кузиванова. - Когда вы говорите, какую позицию должен принять человек: общества, государства, молодежи, то забываете, что в центре стоит личность преподавателя. Именно она является центральной. Через личность преподавателя перерабатывается то, что хочет и государство, и молодежь, и общество. В этом и сложность учительского труда. Личность преподавателя должна быть конструктивной и патриотической.

Есть определенные цели, которые достигаются за счет идеологической борьбы и в то же время глупо отрицать, что хуже, когда государство этому не противодействует. Если разбираться с точки зрения контента, я считаю, что тема «патриотизм» и фильмы, которые снимают по этой проблеме, больше вредят, нежели формируют какие-то идеалы, – подчеркнул замначальника управления массовых коммуникаций, информации и связи администрации главы Коми Евгений Зелинский.

Вы говорите, что нужно относиться к истории, как врач к больному, и говорить только правду. Но у врачей есть собственный профессиональный кодекс, главным правилом которого является «не навреди». Некоторые не говорят пациентам всей правды, чтобы не ухудшать ситуацию, – поделился Дмитрий Милохин, ученый секретарь Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН.

Кроме того, участники резюмировали, что борьба за сохранение исторической памяти является не менее важной, чем сохранение природных ресурсов.



По окончанию круглого стола «История как фактор общественной консолидации и национальной безопасности» участники решили сделать такие встречи традиционными.

Екатерина ОБУХОВА, медиацентр Verbum
Фото Арины ДУРКИНОЙ