Название: Организация оказания первой и медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Российской Арктике

База:

1. Медицинский институт ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

2. ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет»

3. ФГБОУ ГНЦ «ФМБЦ им А.И. Бурназяна» ФМБА России

Исполнители:

1. Баранов Александр Васильевич, д.м.н., профессор кафедры фундаментальных дисциплин и общественного здоровья медицинского института ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»;

2. Мордовский Эдгар Артурович, д.м.н., доцент, заведующий кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет»;

3.Гончаров Сергей Федорович, д.м.н., профессор, академик РАН, заместитель генерального директора ФГБОУ ГНЦ «ФМБЦ им А.И. Бурназяна» ФМБА России, главный внештатный специалист по медицине катастроф Минздрава России

Аннотация проекта:

Согласно данным доклада Всемирной организации здравоохранения о состоянии безопасности дорожного движения за 2020 год в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно на планете погибает более миллиона человек (World Health Organization, 2021). В Российской Федерации за 2020 год зафиксировано порядка 170 тысяч различных ДТП, в которых пострадало более 210 тысяч и погибло почти 17 тысяч человек (Росстат, 2021). Велико количество чрезвычайных ситуаций (ЧС) на дорогах: так, за 2019 год, в России отмечено 119 автодорожных катастроф, где травмировано 1614 и погибло 364 человек, что сопоставимо с боевыми потерями в локальных военных конфликтах последних лет (ВЦМК «Защита», 2020).

Около половины всей территории Российской Федерации занимают регионы с низкой плотностью проживающего населения, большей частью относящиеся к Арктической Зоне нашей страны, которые характеризуются очень большой площадью, плохо развитой дорожной сетью и выраженными климатогеографическими особенностями. Федеральные автодороги, проходящие по данным территориям, имеют специфические особенности: большая протяженность, значительные расстояния между медицинскими организациями и частые условия плохой видимости, обусловленные погодными особенностями этих регионов. Все эти факторы значительно осложняют оказание качественной и своевременной медицинской помощи пострадавшим, что является актуальной медико-социальной проблемой современной России (Меньшикова Л.И., Барачевский Ю.Е, 2019;).

Количество погибших в первые часы после возникновения катастрофы может достигать 10 % и во многом зависит от профессиональных знаний и умений лиц, осуществляющих первую помощь травмированным (Журавлев С.В., 2018; Ветлугин И.Г. Закурдаева А.Ю., Дежурный Л.И, 2018).

Во многих случаях причиной возникновения летальных исходов в догоспитальном периоде является отсутствие практических навыков по оказанию первой помощи у очевидцев ДТП и персонала спасательных формирований (Волошина Л.В., 2015; Дежурный Л.И. Неудахин Г.В., Юрасова Е.Д, 2015), соответственно, первоочередным мероприятием для снижения уровня инвалидизации и летальности является обучение участников дорожного движения методам оказания первой помощи травмированным (Авдеева В.Г., 2015; Дежурный Л.И., 2017).

Другим определяющим фактором высокого уровня смертности у пострадавших в ДТП является недостаточная эффективность оказания медицинской помощи специалистами бригад скорой медицинской помощи (Мельникова И.С., Шкатова Е.Ю., 2020; Мирошниченко А.Г., Стожаров В.В., Алимов Р.Р., Москвин В.А., 2019; Стародубов В.И., 2017).

Количество погибших в автокатастрофах, относящихся к техногенным ЧС на автодорогах, может быть в разы выше, поскольку имеется большое количество тяжелораненых, нуждающихся в немедленном и квалифицированном оказании им медицинской помощи на месте (Агаджанян В.В., 2017; Ключевский В.В., 2017; Попов В.П. 2017).

Качество специализированной медицинской помощи травмированным в травмоцентрах I-го и II-го уровней, организованных на базах крупных городских, краевых, областных и республиканских больниц, является достаточно высоким, однако, во многих ЦРБ, расположенных на ФАД, оно обычно не соответствует современным стандартам – там порой невозможно оказание не только травматологической, но и хирургической или реанимационной помощи, а поступление более двух пострадавших, как при возникновении транспортной ЧС, просто «парализует» медицинское учреждение (Тулупов А.Н., Бесаев Г.М., 2018; Ключевский В.В., 2017).

Наиболее сложной в диагностике и лечении категорией пострадавших являются пациенты с наличием политравмы, а их количество и тяжесть повреждений, получаемых в ДТП, возникающих на федеральных автодорогах, значительно превышает таковую в населенных пунктах (Агаджанян В.В., 2018; Ключевский В.В., 2017; Дзуцов Н.К., Меараго Ш.Л., 2017; Барачевский Ю.Е., Ключевский В.В., Юрьева М.Ю., 2015).

Обоснование и создание регионального регистра медико-санитарных последствий дорожно-транспортного травматизма, который представляет собой информационно-аналитическую систему обеспечивающую сбор, хранение и анализ медицинских данных о пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и оказываемой им первой и медицинской помощи в субъекте нашей страны, будет полезно при корректировке имеющихся в регионе схем маршрутизации пострадавших на дорогах, позволит оценить необходимые потребности региона в кадровых, экономических и материальных ресурсах, а также планировать деятельность здравоохранения субъекта на перспективу (Баранов А.В., Мордовский Э.А., Самойлов А.С., Гончаров С.Ф., 2021).

Таким образом, значительное количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и тяжесть получаемых ими повреждений, сложные климатогеографические и социально-экономические условия, обширная территория субъектов нашей страны с низкой плотностью проживающего населения, в основном относящихся к Арктической Зоне Российской Федерации, а также ограниченное количество сил и средств для организации медицинского обеспечения травмированных в ДТП, в том числе относящимся к ЧС на федеральных автодорогах, сформировали необходимость во всестороннем анализе дорожно-транспортного травматизма и его медико-санитарных последствий на данных территориях с целью обоснования, разработки и внедрения в практическое здравоохранение системы организации оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автодорогах в регионах России с низкой плотностью проживающего населения.


О целесообразности организации мониторинга медико-санитарных последствий дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортный травматизм на федеральной автодороге в регионе с низкой плотностью населения: актуальность проблемы и пути ее решения

Пути оптимизации оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на госпитальном этапе (обзор литературы)

Проект федерального регистра медико-санитарных последствий дорожно-транспортных происшествий

Организация оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автомобильной дороге М‑8 «Холмогоры» в архангельской области в госпитальном периоде

Совершенствование оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (обзор литературы)

Система организации оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автодорогах в регионах России с низкой плотностью населения

Совершенствование организации оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автодороге в регионе России с низкой плотностью населения

Совершенствование обучения оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автодороге в регионе России с низкой плотностью населения

Результаты работы регионального регистра медико-санитарных последствий дорожно-транспортных происшествий, на примере Ненецкого автономного округа

Этапы становления отечественной службы скорой медицинской помощи (обзор литературы)