О КАФЕДРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

До 1964 года специализированное обучение иностранным языкам в КГПИ осуществлялось на историко-филологическом факультете в группах широкого профиля.

В сентябре 1964 года было принято решение об открытии факультета иностранных языков. Созданы две кафедры: английского языка, а также немецкого и французского языков.

Первой заведующей кафедрой английского языка была Аделаида Степановна Реутова. Первыми преподавателями были: Майя Александровна Данилова, Кира Николаевна Каракчиева, Клавдия Семёновна Павлова, первый декан факультета иностранных языков; Наталья Владимировна Селезнёва, Светлана Петровна Ульянова, Нина Ивановна Королё-ва, Ольга Васильевна Турьева, Эмилия Алексеевна Першина, Евгения Михайловна Якобсон, Людмила Михайловна Тентюкова, Альбина Степановна Тихомирова.

В последующие годы членами преподавательского коллектива кафедры становились:
Эльза Павловна Хусу, Ирина Павловна Михайлова, Диана Ивановна Шуляк, Жанна Николаевна Шаронова, Элеонора Ивановна Сухарникова, Нелли Ивановна Полякова, Людмила Константиновна Никонова, Маргарита Дмитриевна Жгилёва, Людмила Александровна Толмачёва, Алексей Иосифович Михеев, Зинаида Михайловна Шенина, Татьяна Алексеевна Головень, Антонина Тимофеевна Тюфякова, Татьяна Михайловна Карлова, Вера Александровна Черных, Наталья Степановна Асадулина, Людмила Константиновна Сметанина, Сергей Юрьевич Евтухович, Татьяна Николаевна Щанова, Ольга Николаевна Шнайдер, Ольга Александровна Демиденко, Мария Филипповна Федосова, Марина Валерьевна Лосева, Светлана Эдуардовна Цыр, Валентина Максимовна Тырина, Наталия Владимировна Чупрова, Ольга Даниловна Вокуева, Людмила Семёновна Вишератина, Людмила Владимировна Антушева, Елена Николаевна Свирелкина, Елизавета Павловна Толкачёва, Юлия Ивановна Трофимова, Елена Владимировна Сердюк, Юлия Леонидовна Эрфурт, Олеся Игоревна Килюшева, Анна Владимировна Зотова, Ирина Викторовна Галкина, Екатерина Владимировна Безденежных, Надежда Вениаминовна Соловьёва, Юлия Васильевна Чепурнова, Надежда Евгеньевна Караваева, Ирина Юрьевна Онохова, Светлана Анатольевна Цыпанова, Наталья Константиновна Вересовая, Андрей Юрьевич Николаев, Анастасия Александровна Кинева, Ксения Александровна Попова, Ирина Тимофеевна Канева, Юлия Арсентьевна Лыюрова, Юрий Станиславович Дубро, Екатерина Александровна Вавилина, Виктория Владимировна Ли, Ольга Юрьевна Кинг, ныне кандидат педа-гогических наук, доцент, Юлия Сергеевна Погорелова, Виктория Владимировна Уткина.

В настоящее время возглавляет кафедру Юлия Ивановна Трофимова, доцент, кандидат педагогических наук.

Все вышеперечисленные преподаватели являются выпускниками высших учебных заведений Ленинграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Сыктывкара. Ряд преподавателей закончили высшие педагогические курсы при ведущих вузах страны, прошли стажировки за рубежом, преподавали в университетах США.

Выпускники кафедры работают на всей территории Коми Республики, Российской Феде-рации, в Англии, США, Германии, Франции, Италии, Чехии, Испании.

В настоящее время на кафедре работает восемь преподавателей:
Юлия Ивановна Трофимова – зав. каф., к. пед. н., доцент
Ольга Юрьевна Кинг – доцент, к. пед. н.
Елена Владимировна Сердюк – доцент, к. пед. н.
Наталия Владимировна Чупрова – ст. преп.
Людмила Семёновна Вишератина – ст. преп.
Екатерина Александровна Вавилина – ст. преп.
Юлия Сергеевна Погорелова – ст. преп.
Юрий Станиславович Дубро – ст. преп.
РЕАЛИЗУЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
– 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки Английский язык, Французский язык)
– 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки Английский язык, Немецкий язык)
– 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки Английский язык)
– 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленность – Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки, уровни общего и профессионального образования)
УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
– дополнительная профессиональная переподготовка учителей английского языка;
– курсы интенсивного английского языка для одаренных студентов неязыковых специальностей (по запросу, в рамках подготовки обучающихся к участию в международных стажировках).
ЦЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
В рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» на 2015-2020 годы цель кафедры – обеспечить качественное современное образование как условие подготовки конкурентоспособной билингвальной и поликультурной личности, способной осуществлять разные виды профессиональной деятельности на высоком уровне.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
Совершенствование качества образовательного процесса, повышение качества преподавания иностранных языков в школах республики.
Модернизация образовательного процесса (гибкость и индивидуализация).
Реализация и развитие научно-исследовательского потенциала преподавателей и обучаю-щихся.
Совершенствование учебно-воспитательной работы в рамках внеучебной деятельности.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ
1. Обеспечение современными учебными и учебно-методическими материалами реализуемых дисциплин – подготовка учебных пособий, рабочих тетрадей по практике устной и письменной речи, разработанных на основе личностно-ориентированного функционально-познавательного подхода и современных информационных технологий (межкафедральная концепция обучения иностранным языкам), обновление кафедрального медиафонда дидактических материалов для самостоятельной работы студентов.
2. Традиционная организация научно-методического взаимодействия с зарубежными и российскими коллегами в сфере обучения ИЯ.
3. Совершенствование информационно-технического обеспечения образовательного процесса медийными средствами и материалами (развитие МТО).
4. Проведение профориентационной работы с целью формирования качественного контингента обучающихся.
4.1. Связь с работодателями (методическая помощь учителям в подготовке обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ, организация и проведение методической школы для учителей школ респуб-лики, особенно из сельской местности).
4.2. Систематическая организация информационно-презентационного обеспечения работы кафедры на сайте университета.
5. Развитие системы менеджмента качества образования.
5.1. Внедрение системы внешней оценки качества образовательных программ (общественно-профессиональная и общественная аккредитация образовательных программ).
5.2. Организация участия студентов в интернет-олимпиадах и всероссийских конкурсах.
5.3. Участие работодателей в оценке компетенций обучающихся.
6. Решение проблем с организацией и прохождением производственной (педагогической) практики.
Предложение школам Республики совместных проектов по внедрению современных технологий в обучение ИЯ.
МОДЕРНИЗАЦИЯ
1. Разработка ПООП в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ и профессионального стандарта педагога (обновление РПД, совершенствование и унификация ФОС по реализуемым дисциплинам).
2. Развитие международной академической мобильности обучающихся (создание условий для временного обучения в зарубежных вузах, составление индивидуальных учебных планов, создание системы перезачета дисциплин, использование дистанционного обучения).
3. Создание качественных электронных курсов для ЭИОС.
4. Организация учебного процесса с применением интернет-материалов в рамках организации самостоятельной работы.
5. Внедрение новых технологий в обучение ИЯ.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Межкафедральная тема НИР – «Обучение иностранным языкам на основе личностно-ориентированного функционально-познавательного подхода и современных информационных технологий в вузе и школе» (участники – студенты, учителя, преподаватели).
По межкафедральной теме НИР были защищены диссертации:
О.Ю. Кинг в 2009 г. в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского на тему «Обучение аудированию аутентичных текстов-интервью учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка». В настоящее время занимается проблемами использования современных технологий в школьном учебном процессе.
Ю.И. Трофимовой в 2009 г. в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского на тему «Формирование полиязычной готовности первоклассников при обучении родному, региональному и иностранному языкам». В 2012 г. присвоено ученое звание доцента. В настоящее время занимается дидактическими проблемами обучения иностранным языкам.
Е.В. Сердюк в 2013 г. в ФГБОУ ВО «Уральский Государственный Педагогический Университет», г. Екатеринбург на тему «Управление обучением монологической речи студентов языкового факультета педагогического вуза на основе методически значимых контекстов». В настоящее время продолжает работу по теме диссертационного исследования.
Ю.С. Дубро заканчивает работу по подготовке диссертационного исследования на тему «Развитие лидерской компетентности старшеклассников».
Н.В. Чупрова работает по проблеме подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.
Л.С. Вишератина занимается проблемами практической грамматики английского языка.
Ю.С. Погорелова занимается проблемами дистанционной формы обучения иноязычной письменной речи.
Е.А. Вавилина разрабатывает методику обучения студентов литературе Великобритании и США.
Развитие научно-исследовательского потенциала преподавателей путем:
– участия в международных и отечественных научных конференциях разного уровня;
– выступления в рамках работы ежемесячного межкафедрального НМС;
– участия в ежегодной международной научно-методической конференции Multicultural World: challenges of mutual understanding (Мультикультурный мир: проблемы взаимопо-нимания);
– активизации публикационной активности в ведущих рецензируемых изданиях;
– подача заявок на гранты зарубежных фондов, международных программ: премия Мене-гетти, Spencer Foundation, MacCaine Institute Next Generation Leaders, Gather Fellowship;
– публикация коллективной монографии по теме «Современные технологии обучения иностранным языкам в школе и в вузе» (2018 г.).
Развитие научно-исследовательского потенциала обучающихся путем:
– организации студентов на участие в студенческих научных конференциях разного уров-ня:
– организации студентов на участие в ежегодной студенческой научно-практической кон-ференции по межкафедральной теме НИР (апрель);
– организации студентов на участие в ежегодной международной научно-методической конференции Multicultural World: challenges of mutual understanding (Мультикультурный мир: проблемы взаимопонимания);
– проведение экспериментально-опытного обучения с целью апробации разработанных обучающимися комплексов упражнений, проектов, ролевых игр по обучению различным аспектам и видам речевой деятельности во время прохождения педагогической практики;
– мотивирование студентов к участию в международных и общероссийских конференциях по тематике кафедры (Новосибирск, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Ижевск, Пермь, Вологда, Саранск и др.).
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Совершенствование учебно-воспитательной работы кафедры, направленной на формирование профессионально и культурно ориентированной личности, способной к творческому самовыражению, имеющей активную жизненную позицию, воспитанной в традициях патриотизма и с позиции гуманистических ценностей.
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– организация и проведение мотивирующих мероприятий языковой направленности (Европейский день языков, Неделя английского языка, конкурс чтецов на английском языке, Старт в науку и т.д.).

В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА УНИВЕРСИТЕТА КАК СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО УЧАСТНИКА РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФГБОУ ВО «СГУ ИМ. ПИТИРИМА СОРОКИНА» КАК ОПОРНОГО ВУЗА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
– осуществление проекта «Весь мир с тобой! Образовательный марафон для детей-сирот», основанного на взаимодействии кафедры и МТО Детского дома №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей;
– оказание переводческих услуг по распространению имиджевой информации об университете на английском языке;
– методическое и организационное обеспечение муниципальных, региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятий по английскому языку (межрегиональные турниры учащихся лицеев и гимназий «Интеллектуальный марафон», олимпиады школьников по английскому языку);
– обучение учителей РК работе в качестве экспертов Республиканской предметной комиссии по проверке экзаменационных работ при проведении ГИА по школьным образовательным программам по учебному предмету «Английский язык»;
– осуществление функций председателя, ведущего эксперта и членов экспертной Республиканской предметной комиссии по проверке экзаменационных работ при проведении ГИА по школьным образовательным программам по учебному предмету «Английский язык».
Участие во всех общественно-значимых мероприятиях университета.