Педагогические династии: проект СГУ им. Питирима Сорокина о тех, кто связал свою судьбу с образованием
На протяжении всего Года педагога и наставника СГУ им.Питирима Сорокина реализуют проект "Педагогические династии", который представляет собой исследовательскую и образовательную инициативу. Это ориентирует на изучение и поддержку педагогических традиций у обучающихся СГУ им. Питирима Сорокина, а так же рассказывает о наставниках в странах СНГ.
Кураторами проекта выступают Центр патриотического воспитания и межнационального сотрудничества Департамента по молодежной политике, Институт педагогики и психологи, а также студентка Института гуманитарных наук Кирьяна Малиновская.
«Педагогические династии» представляют собой серию интервью с представителями семей, которые связали свою судьбу с работой по продвижению советского и российского образования в Республике Узбекистан и Республике Кыргызстан. В фокусе — педагоги разных поколений, люди, для которых учительство было и остаётся призванием.
Герои публикаций рассказывают о своей династии, профессии педагога. Также потомственные педагоги порассуждают о самых важных аспектах в профессии учителя и о будущем своей династии.
Проект направлен на развитие педагогической науки и практики. Он оценивает историю и влияние педагогических семей и династий на образовательную среду, стремится увековечить их вклад в образование, выявляет успешных педагогов, которые передают свой опыт и знания будущим педагогам. Все это поможет сохранить и передать педагогическое наследие, повысит значимость статуса учителя: привлечет внимание общества к важности роли педагога и создаст условия для развития и профессионального роста.
В совместный проект от России, Республики Узбекистан и Республики Кыргызстан было подано 37 работ (ссылка на презентацию династии Денисовых). Познакомиться с ними можно в официальном сообществе «Международного сотрудничества СГУ им. Питирима Сорокина» ВКонтакте. (https://vk.com/zentrpvsgu); в дальнейшем это предоставит возможность для сотрудничества между педагогическими сообществами стран. Это сотрудничество может усилить дружественные связи между государствами и способствовать обмену опытом.
В проекте «Педагогические династии» проведены исследования в области педагогики и образования.
Проведен анализ и оценка влияния педагогических династий на качество образования: исследованы поколения педагогов Республики Узбекистан, Республики Кыргызстан и России на примерах , и их вклад в образовательную сферу. Исследователи изучили, какие методы обучения и подходы к педагогической практике передаются из поколения в поколение, и как это влияет на учебные результаты и развитие учеников.
Студенты исследовали факторы, способствующие формированию педагогических династий. Также обучающиеся рассмотрели влияние семейных ценностей, образовательной среды, образцов и поддержки на выбор профессии и карьерный рост в области образования; определили, какие факторы смогли стимулировать поддержку и продолжение педагогической деятельности внутри семьи.
Участники проекта рассмотрели развитие профессиональных и компетентностей педагогических династий: какие навыки, знания и педагогические компетентности передаются в педагогических династиях; изучили, как педагогическая практика, опыт и профессиональное образование влияют на развитие педагогических компетенций у следующих поколений в семье. Проанализировали, как передача опыта и знаний помогли способствовать улучшению качества образования.
Студенты исследовали особенности семейного образования и развития педагогических династий; изучили влияние семейного образования, семейной педагогической культуры и семейных традиций на формирование педагогических династий. Рассмотрели, как семейное окружение, взаимодействие с родителями и другими членами семьи может влиять на развитие педагогических навыков, мотивацию и интерес к профессии учителя.
Педагоги отвечали на следующие вопросы:
1.Какие качества и навыки необходимы для успешной педагогической деятельности?
2.Как изменялись подходы и методики обучения на протяжении нескольких поколений педагогов в вашей семье?
3.Кто был вашим наставником и какие уроки он вам дал?
4.С какими трудностями вы столкнулись на своем пути в педагогической деятельности и как их преодолевали?
5. Какие изменения произошли в среде обучения учеников по сравнению с вашим временем?
6.Какие изменения в ценностях, взглядах на обучение и воспитание пришли с приходом нового поколения педагогов?
7.Какими методами и приемами вы стараетесь заинтересовать и вовлечь учеников в учебный процесс?
8.Какие условия необходимы для создания благоприятной образовательной среды, в которой дети могут расти и развиваться?
9.Каким образом вы стремитесь сохранить и передать педагогический опыт и традиции вашей семьи молодому поколению?
10.Какие рекомендации вы можете дать молодым педагогам для успешной карьеры в педагогической сфере?
Кураторы проекта обобщили следующие выводы:
1. Для успешной педагогической деятельности необходимо обладать рядом качеств и навыков:
Знание предметной области: глубокими знаниями и пониманием предмета, который он преподает. Это позволяет ему передавать материал четко и ясно, а также давать ответы на их вопросы и разъяснения.
Коммуникативные навыки: отличными коммуникативными навыками, чтобы эффективно взаимодействовать с учениками, родителями и коллегами, адаптировать свой стиль коммуникации под разные аудитории.
Эмпатия и понимание: способностью воспринимать и понимать индивидуальные потребности и особенности каждого ученика, создавая благоприятную и поддерживающую обучающую среду.
Организационные навыки: быть хорошо организованным и уметь планировать и структурировать свою работу. Это включает разработку учебного плана, составление программы и заданий, а также умение эффективно распределять ресурсы, время и управлять группой учеников.
Творческое мышление: применять творческие подходы к обучению и поиску новых способов заинтересовать и вовлечь студентов. Это может включать использование интерактивных методов, игр, проблемно-ориентированных ситуаций и других активных форм обучения.
Непрерывное профессиональное развитие: стремиться к постоянному самосовершенствованию и развитию своих навыков и знаний. Это позволяет быть в курсе современных тенденций в образовании, применять новые методики и подходы, а также отслеживать свои успехи и прогресс.
2. Использование новых технологий: применение новых технологий в своих методиках обучения: использование интерактивных досок, учебных приложений и онлайн-платформ для улучшения доступа к информации и создания интерактивной обучающей среды.
Интерактивные методы обучения: проектная работа.
Адаптация к потребностям учащихся: раньше уделялось больше внимания индивидуальным потребностям и особенностям учеников. Сейчас: нет дифференцированного подхода к обучению, мало внимания уделяют особенностям развития ученика.
3. За время работы преподаватели пришли к выводу, что каждый ученик уникален и имеет свои индивидуальные потребности и стиль обучения. Это создало трудности в адаптации методов обучения под каждого ученики: «Управление классом, когда я только начала работать, представился мне вызовом, особенно в случае непослушных и трудных учеников».
4. Технологии в образования. Ученики дополнительно занимаются с репетиторами Онлайн. В образовании стало больше программного обеспечения для мониторинга и оценки успеха учеников. Применение мультимедийных ресурсов.
5. Новое поколение педагогов, выросшее в цифровую эпоху, может придавать большее значение цифровой грамотности и использованию технологий в образовательном процессе. Они могут активно внедрять в учебную практику онлайн-ресурсы, интерактивные приложения и обучающие платформы.
Новое поколение педагогов могут поддерживать идею индивидуализированного обучения, где учебные планы и методики адаптируются к потребностям каждого ученика. Это подразумевает более гибкий и персонализированный подход к обучению. С развитием педагогической науки и исследований в области образования педагоги могут внедрять современные и эффективные методики обучения. Это может включать в себя активное и проблемно-ориентированное обучение, кооперативное обучение и другие инновационные педагогические подходы. Могут внедрять инклюзивные практики, которые учитывают потребности различных учеников, включая детей с особыми потребностями. Придавать большее значение развитию навыков, таких как критическое мышление, коммуникация, сотрудничество, решение проблем и креативность, в дополнение к учебным предметам. Новое поколение педагогов может быть более ориентировано на социальную ответственность и воспитание учеников как активных граждан, способных влиять на социальные изменения и решать глобальные проблемы. Поддержка ментального здоровья: В связи с ростом внимания к ментальному здоровью, педагоги могут уделять большее внимание эмоциональной поддержке учеников и разработке стратегий по справлению со стрессом.
6.Стремление к постоянному обучению: Новые педагоги могут активно развивать свои навыки и знания, участвуя в профессиональных обучающих программах и внедряя современные педагогические практики.
7. В своей работе преподаватели стараются использовать интерактивные уроки с игровым подходом, с визуализацией; Если ученик плохо понимает предмет, преподаватели используют в работе индивидуальный подход или дифференцированный подход к обучению, обязательно с обратной связью и стимулированием вопросов.
8. В первую очередь, преподаватели считают, что ученики должны чувствовать себя в безопасности как физически, так и эмоционально. Обеспечение безопасности включает в себя контроль доступа, предотвращение буллинга и насилия, а также поддержку детей в решении конфликтов.
9. Поддержка и внимание: Учителя должны быть готовы слушать и поддерживатьучеников, как в учебных вопросах, так и в их эмоциональном благополучии. Важно создать атмосферу взаимодействия, в которой ученики могут обращаться за помощью.
10. Структура и организация: Образовательная среда должна быть хорошо структурированной и организованной. Ученики должны знать, что ожидается от них, и иметь доступ к ресурсам, необходимым для обучения. Разнообразие и инклюзия: многообразие в образовательной среде, чтобы уважать различия в культуре, языке, способностях и потребностях учеников. Инклюзивная среда должна быть доступной для всех. Стимулирующие учебные материалы и ресурсы: материалы и ресурсы, которые вызывают интерес и мотивацию у учеников.
10.Современные технологии и интерактивные инструменты. Свобода и творчество: поощрение учеников к творчеству и самовыражению, возможность выбора и самостоятельного решения задач. Содействие здоровью и физическому развитию: доступ к физической активности и здоровому питанию, физическое и психологическое благополучие учеников. Партнерство с родителями и сообществом: Взаимодействие с родителями и вовлечение их в образовательный процесс.
11.Гибкость и адаптация: образовательная среда должна быть гибкой и адаптируемой, чтобы учитывать изменяющиеся потребности и требования детей.
12. Семейные разговоры: обсуждения и разговоры в семье могут быть отличным способом передачи опыта и традиций. Рекомендую рассказывать истории из своей жизни, делится знаниями и ценностями. Обучение на практике: участвовать в повседневных делах, связанных с семейными традициями, такими как приготовление традиционных блюд, праздничные ритуалы, ремесла и другие навыки. Семейные мероприятия: Организация семейных мероприятий и традиционных праздников, чтобы ученики могли наблюдать и участвовать в том, как проводятся традиции. Семейные архивы: сбор семейных архивов, включающие фотографии, дневники, рецепты, родословные и другие материалы, которые могут быть переданы следующим поколениям. Учебные моменты: нахождение времени для обучения молодых членов семьи основам культуры, религии и традиций вашей семьи.
Семейные ценности: обсуждение семейных ценностей и убеждений, чтобы они были ясны и понятны молодым членам семьи. Интерактивное обучение: вовлечение молодого поколения в обсуждение и развитие семейных традиций, с позволением им вносить свой вклад.
13. Рекомендации молодым педагогам: постоянно обучайтесь, посещайте курсы, семинары и мастер-классы, чтобы держать свои знания и навыки в актуальном состоянии. Составляйте детальные учебные планы, учитывая индивидуальные потребности и уровни учащихся. Разрабатывайте разнообразные методики обучения, чтобы сделать учебный процесс интересным и эффективным. Стремитесь создать классную комнату, где каждый ученик будет чувствовать себя важным. Поддерживайте положительную атмосферу в классе и боритесь с плохими поведенческими проблемами. Следите за своим физическим и эмоциональным состоянием. Педагогическая работа требует много энергии, поэтому важно заботиться о своем здоровье. Найдите способы для релаксации и отдыха вне учебных часов. Сотрудничайте с коллегами, обменивайтесь опытом и лучшими практиками. Взаимодействуйте с родителями учащихся, чтобы укрепить партнерские отношения и поддерживать учебный процесс. Соблюдайте этические стандарты и принципы профессионализма. Будьте терпимыми и уважительными к разнообразию культур и убеждений учащихся. Следите за новейшими тенденциями и исследованиями в области образования. Стремитесь к постоянному росту как педагог, задавая себе цели и оценивая свой профессиональный прогресс. Не забывайте о своей страсти к обучению и педагогике. Поощряйте своих учеников, вдохновляйте их на достижения и саморазвитие. Времена меняются, и образование также. Будьте гибкими и готовыми к изменениям в учебных методиках и технологиях. Будьте хорошим образцом для своих учеников, демонстрируя высокие стандарты, ответственность и этичность.
Исследования в рамках проекта "Педагогические династии" внесли важный вклад в понимание роли семейных факторов в образовании, эффективности педагогических практик и развитии педагогической профессии.
По материалам Центра патриотического воспитания и межнационального сотрудничества Департамента по молодежной политике