8 февраля 2024

Современный человек с рождения попадает в мир техники, его окружают различные механизмы, приборы, машины. Мы, не задумываясь, ежедневно пользуемся телефоном, телевизором, автомобилем, компьютером и другими техническими средствами.

На ранних стадиях развития человеческого общества первобытные люди могли лишь наблюдать за окружающим миром и использовать природные явления и процессы опытным путем. Но по мере развития общества, накопления знаний и опыта примерно со второй половины XV в. началось научное, систематическое и всестороннее исследование природы.

Техника всегда была связана с деятельностью людей. Так, с момента изготовления первых орудий труда, люди стихийно использовали отдельные законы и явления природы, а в ходе производственной деятельности накапливали знания о свойствах минералов, из которых создавались эти орудия труда.

Уже к началу XVIII в. был накоплен большой практический опыт по созданию и эксплуатации разнообразных технических средств. Так возникла наука о теории механизмов и машин. Начиная примерно с середины XVII в., получает развитие такая наука, как теплотехника, и знания о законах теплоты. Важнейшим стимулом для прогресса становится задача использования горных потоков, рек и каналов в качестве источника энергии. Таким образом, стали развиваться такие науки, как гидростатика и гидродинамика. Примерно в середине XVIII в. получают развитие исследования по электричеству. Расширение торговых связей увеличивало спрос на золото и серебро, что привело к развитию горной техники и возникновению горной науки. В XVII – начале XVIII вв. в России было открыто большое число месторождений медных, серебряных, железистых и других руд.

В 1724 г. Петром I была основана Санкт-Петербургская академия наук, а одним из первых русских академиков стал Михаил Васильевич Ломоносов. Закончив обучение в Германии, Ломоносов в 1741 г. стал ассистентом академика И. Аммана, и уже в следующем году, после представления диссертаций по физике и химии, был зачислен адъюнктом по классу физики Академии наук. В 1741–1761 гг. в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, он проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты.

В 1742 г. Михаил Васильевич впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке, а в 1745 г. стал академиком. Одним из его первых заданий было описание минералогических коллекций Кунсткамеры. Ломоносов проводил здесь исследования в области химии, физики, астрономии, географии, истории, российской словесности. В 1748 г. он создал химическую лабораторию Академии наук, где проводил исследования по разработке составов стекла, фарфора и смальты. Эти материалы он использовал для своих мозаик. Ломоносов самостоятельно сконструировал приборы для химических и оптических исследований, ввел в употребление химические весы, заложил основы количественного анализа и многое другое.

Область научных интересов ученого была обширной, он с увлечением занимался химией, физикой, астрономией, географией, геологией, минералогией, а также историей, филологией и другими науками. Ломоносов систематизировал собранные им материалы и составил несколько трудов: «Первые основания металлургии или рудных дел», «Первые основания горной науки», «О слоях земных», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «Опыт теории упругости воздуха» и др. В фондах Научной библиотеки хранится одно из его прижизненных изданий «Собранiе разныхъ сочиненiй въ стихахъ и въ прозѣ Михайла Ломоносова», напечатанное типографией Императорского Московского университета в 1757 г.

 

Ссылка