27 августа 2016
Форум «Развитие высшего образования» в лицах и цитатах

На площадке Университета ИТМО впервые состоялся форум «Развитие высшего образования». В мероприятии приняли участие более 400 экспертов, новый министр образования и науки Ольга Васильева, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, а также сотрудники ведущих вузов страны.

СГУ на форуме представили и.о. ректора Наталья Михальченкова, директор института точных наук и информационных технологий Владимир Миронов, руководитель НОЦ «Проблемы физиологии и физической реабилитации» Александр Шилов.

На встрече обсуждались вопросы внедрения современных технологий и новых форм обучения в высшее образование, развития исследований и инноваций, трудоустройства выпускников, аттестации научно-педагогических кадров, а также роль университетов в развитии регионов.



По словам и.о. ректора Натальи Михальченковой, темы, которые обсуждались на форуме, касаются каждого преподавателя университета. Участники озвучили проблемы и сформулировали консолидированные предложения по их решению, озвученные министром образования и модераторами в финале встречи.

- На форуме обсуждались вопросы заработной платы преподавателей, объективности оценки интенсивности и качества их работы, требований к результативности их деятельности в контексте задач развития высшего образования и глобальной конкурентоспособности нашего государства, - пояснила руководитель университета.

В рамках работы круглых столов представители высшей школы сформировали свои рекомендации, направленные на прогрессивное развитие науки и вузов.

Мы предлагаем ознакомиться с самыми яркими и важными цитатами спикеров форума.

Дмитрий Медведев, председатель Правительства Российской Федерации



Все мы хотим, чтобы наше образование было лучшим в мире или, во всяком случае, одним из лучших в мире, чтобы фразу «я получил высшее образование в России» произносили с гордостью. Поэтому мне было бы интересно услышать и ваше мнение о том, где мы сейчас находимся, какой у нас в настоящий момент имеется опыт по реформированию высшего образования, все его позитивные и негативные стороны, для того чтобы нам учитывать это в дальнейшей работе.

Считаем правильным продолжить работу в рамках тех постановлений правительства, которые упоминали коллеги в рамках форума: и по опорным университетам, и по Проекту 5-100. Я не преувеличиваю результатов, которых мы достигли, но все-таки это энергичное движение вперед, поэтому не надо останавливаться, нужно двигаться дальше в этом направлении.

Ольга Васильева, министр образования и науки Российской Федерации



В этом году впервые начала расти популярность педагогических вузов среди абитуриентов. По сравнению с 2015 годом, в педвузы зачислено на 4000 человек больше. Повысилось количество «стобалльников», которые выбрали именно такие вузы, – всего 60 человек. Это очень хорошая тенденция.

Что же должна делать школа? Отвечая на этот вопрос, приведу очень интересное высказывание Эйнштейна, у которого, как известно, были сложные отношения со школой во время обучения. Он сказал: «Школа формирует личность, а не узкого специалиста».

Хочу сказать, что и Министерство образования и науки, и я открыты для встреч. Считаю, что мы должны беречь наш профессорско-преподавательский корпус, заботиться о нем, делать для него все возможное. Это необходимо, чтобы наша университетская наука и наши вузы действительно процветали.

Жорес Алферов, вице-президент Российской академии наук


С моей точки зрения, важнейшая задача нашей страны в целом – это возрождение высокотехнологичного сектора экономики, высокотехнологичной промышленности. Мы очень много потеряли за последние 25 лет. Возрождать их нужно на совершенно новом уровне, и роль образования здесь огромная.

Высшее образование может быть качественным только тогда, когда оно сочетается с научными исследованиями, проводимыми в вузе, желательно междисциплинарными, по новым направлениям. Сегодня же научные исследования в первую очередь развиваются за счет грантов – то же самое происходит в США. Вузы при этом практически не имеют базового финансирования науки. Для того чтобы научно-технические исследования были на высоком уровне, они должны вестись на современном оборудовании. При этом исполнителями данных исследований являются не только преподаватели, которые ведут научную работу, но также инженеры, лаборанты, техники, которые не могут «сидеть» на грантах и должны иметь постоянную зарплату.

Я бы предложил сделать следующее – ввести базовое финансирование научных исследований, по крайней мере, для исследовательских университетов. Это не значит, что мы ликвидируем систему грантов. Мы можем выиграть, только если мы будем развивать новые технологии на основе передовых научных исследований и разработок. Давайте для 29 ведущих исследовательских университетов страны, где в образование заложен этот принцип, сделаем базовое финансирование по науке.

Василий Третьяков, заместитель проректора по образовательным технологиям и территориальной среде Уральского федерального университета



Десятки миллионов людей по всему миру осваивают онлайн-курсы, получая с их помощью самые современные знания, реальные практические компетенции, которые позволяют им трудоустраиваться в определенных отраслях. Уровень доступности, который обеспечивает онлайн-образование, просто запредельный, по сравнению с традиционными методами обучения. Более того, онлайн-формат позволяет обучаться людям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, по всей территории России. Мы уверены, что онлайн-образование сегодня – залог создания реальной системы непрерывного обучения в стране, и одновременно это способ обновления содержания образовательных программ в вузах. Очень простой пример: достаточно новые знания, новые практики интегрировать в один курс – и он тут же становится доступен для всех студентов нашей страны.

Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета



Кроме науки и образования, участие университетов в региональном развитии сегодня становится одним из измерений эффективности деятельности вузов: многие рейтинги обсуждают введение нового параметра, оценивающего влияние университета на регион. В рамках экономики знаний университеты становятся двигателями экономического развития. Тот, кто умеет быстро внедрять знания в экономику, становится основой экономического благосостояния и региона, и страны.

Артем Юров, директор института физико-математических наук и информационных технологий Балтийского федерального университета



Все обсуждение вращалось вокруг пяти трендов, заданных министерством в последние несколько лет. Это тренд развития науки, включая инфраструктуру и кадровый потенциал вузов, внедрение систем наукометрических показателей как метода оценки эффективности, поддержку фундаментальных исследований через систему госзаданий, реализацию проектов «мегасайенс», систему академической мобильности, способной сбалансировать кадровый отток с кадровым притоком.

Действительно ли университеты представляют собой наиболее эффективный способ организации науки? Естественно, есть аргументы и за, и против. По количеству публикаций университеты демонстрируют значительно более высокую динамику. Развитие науки сейчас нуждается в молодых квалифицированных кадрах. Как они появляются? Они сначала учатся по учебникам, которые пишутся по монографиям, которые, в свою очередь, пишутся по статьям, написанным по результатам исследований в неких лабораториях. А сегодня технологические решения развиваются настолько быстро, что начинают обгонять фундаментальную науку. Поэтому мы нуждаемся в новых фундаментальных теориях, объясняющих появляющиеся феномены – взять, например, те же «большие данные». Таким образом, фундаментальная наука вливается в гонку конкурентоспособности. Можно размышлять о том, хорошо это или плохо, но это факт. А это означает, что готовить кадры по-старому уже нельзя. То есть те, кто получает результаты, на основе которых пишут монографии и учебники, уже должны заниматься обучением. Если мы этого не сделаем, мы потеряем науку.

Подводя итог, премьер-министр пояснил, что по результатам работы участников и встречи даст поручения по всем тем направлениям, о которых шла речь: и по внутренним – для высшей школы, включая развитие и системы внутренних коммуникаций, и системы оплаты труда, и других вопросов, и по внешним вопросам, которые имеют общее значение для страны в целом.

По материалам http://www.ifmo.ru