3 октября 2016
Каким будет будущее финансово-экономических вузов и факультетов

Этот вопрос обсуждали с 29 сентября по 1 октября 2016 года представители высшей школы и делегаты от объединений работодателей обсуждали судьбу финансово-экономических профессий и их соответствия запросам рынка труда. Площадкой для дискуссий стала научно-практическая конференция «Форсайт образования: территория сетевого взаимодействия», проходившая в г. Анапе.

СГУ им. Питирима Сорокина на конференции представляли профессор Ариф Шихвердиев, директор Института экономики и финансов, и Юлия Манаенкова, директор института непрерывного образования.



В целом на форуме решали, как дальше жить финансово-экономическим вузам и факультетам в контексте ряда реформаторских решений, принятых в последнее время законодателями и чиновниками в отношении высшей школы и рынка труда. Речь идет о стыковке образовательных программы и профессиональных стандартов. Первая подобная конференция состоялась весной этого года в Москве.

В соответствии с задачей, поставленной руководством страны, система образования, в том числе высшего, к 2020 году должна быть приведена в полное соответствие с потребностями рынка труда. Таким образом, чтобы выпускники вузов могли без «тюнинга» начать эффективно трудиться на своем рабочем месте и не сталкивались с некогда традиционным при приеме на работу советом – «забыть все то, чему учились в институте, поскольку это никому не нужно».

Однако любая хорошая идея требует грамотной реализации. Отдельные элементы такой реализации и пытались определить участники конференции.



Сегодня на финансовом рынке появляются новые профессии. Александр Мурычев, председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР), исполнительный вице-президент РСПП, на пленарном заседании конференции рассказал, что в составленном СПКФР справочнике новых финансово-экономических специальностей сейчас значится 23 позиции – к примеру, аудиторы, специалисты по ипотеке, по платежным инструментам, по залогам и т.д. Этот справочник, по его словам, в ближайшее время будет передан на рассмотрение в Минтруд России. Но впереди – разработка стандартов по еще более чем 150 финансовым профессиям. В целом же на рынке труда России речь идет о более чем тысячи различных специальностей.


В одну упряжку впрячь не можно?

Тема новых профессий поднималась и на состоявшемся в рамках конференции открытом заседании методической секции по финансам Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) «Экономика и управление», где обсуждался вопрос разработки для них федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Однако, как объяснил собравшимся Александр Жидков, помощник ректора Высшей школы экономики и ответственный секретарь рабочей группы Национального совета профессиональных квалификаций (НСПК) по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения, попытка выделить новые профессии в отдельные направления обучения могут обернуться для вузов большими хлопотами.

- Сейчас появляется большое количество узких новых профстандартов, например, по управлению проектами ГЧП, для сотрудников пенсионных фондов и пр. И появляются предложения – давайте под них введем в системе высшего образования новые направления подготовки студентов, внесем изменения в нормативную базу, разработаем для них новые ФГОС. При этом вузу придется заново проходить процедуры лицензирования и аккредитации. На это нужно время и деньги, – заметил Жидков.



Смысл в «локализации» каждого отдельного образовательного направления, как заметила Елена Зима, проректор по учебной работе Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, есть в тех случаях, когда вузу нужно четко позиционировать своих выпускников.

- Если вуз хочет задать своему выпускнику карьерную траекторию, то он может, сделав соответствующую запись в приложении к диплому, конкретизировать, какая у него квалификация, на какие рабочие места он может пойти. Например, для того чтобы стать преподавателем по конкретным финансовым или экономическим предметам в вузе или школе, – привела пример Елена Зима.

Она напомнила, что с 1 июля 2016 года кадровые службы вузов, а также государственных и муниципальных структур и компаний, согласно ФЗ-122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и в закон «Об образовании…», обязаны принимать персонал на основе требований профессиональных стандартов.

- При этом излишняя детализация информации о полученной профессии в тех случаях, когда этого не требует закон, может создать точки дополнительной напряженности при трудоустройстве наших выпускников, – предостерегла она коллег.

Екатерина Каменева, председатель секции по финансам ФУМО «Экономика и управление», проректор по магистратуре и аспирантуре Финансового университета при Правительстве РФ, также отметила, что ФЗ-122, принятый в мае прошлого года, стал более жестко регламентировать зависимость федеральных государственных образовательных стандартов от профессиональных стандартов (ПС). Теперь ФГОС должны разрабатываться «на основе» профессиональных стандартов, а не с их «учетом», как формулировалось в прежних редакциях законодательных актов.


Вузы зовут работодателей

Еще одной проблемой, по словам Татьяны Фадейкиной, ректора Сибирской академии финансового и банковского дела, является слабая заинтересованность работодателей в разработке ФГОС.

- Уже не знаешь, как их привлечь. Ничего не интересует. Бизнесмены не понимают, что они – часть нашей профессиональной системы. Но легче просто сказать: вы не тому учите, это не соответствует нашим требованиям. А каким требованиям, если они сами не могут сформулировать, что им надо, а некоторые даже не знают о существовании профстандартов? Получается, поставили телегу перед лошадью. Высшая школа отвечает за все, а работодатель – в стороне, – возмутилась Фадейкина.

По ее словам, качественное финансовое или экономическое образование невозможно без практики на профильных рабочих местах.

- Причем на этих местах должны быть наставники, которые будут радеть за то, чтобы дети не просто отметились, а действительно прошли весь цикл практического обучения, – продолжила руководитель сибирского вуза.

О сложностях привлечения к образовательно-квалификационному процессу представителей бизнеса упомянул на пленарной сессии и Александр Мурычев в контексте своего доклада о формировании центров оценки квалификации (ЦОК). Именно ЦОКам предстоит оценивать работников страны на соответствие профессиональным квалификациям.

По словам Мурычева, одной из основных сложностей в процессе создания независимой системы оценки квалификаций является нехватка экспертов, способных экзаменовать тех, кто хочет подтвердить свою компетенцию.

- В настоящий момент мы совместно с НАРК и Финансовым университетом подготовили 47 экзаменаторов ЦОК, которые могут оценивать уровень компетентности выпускников финансово-экономических вузов и факультетов, а также организаций дополнительного образования. Но этого мало. Мы попытаемся дополнить число экспертов представителями работодателей. Хотя это очень трудно сделать – нам нужны лучшие из лучших, а руководители компаний, как правило, не хотят отвлекать их от основной работы. Но мы все равно решим эту проблему, - сказал Александр Мурычев.

Напомнив, что закон о независимой оценке квалификации был принят в июне 2016 года, Мурычев проинформировал, что первый ЦОК по всем сегментам финансового рынка и экономики на базе СПКФР будет запущен 1 января 2017 года. В перспективе появятся его филиалы в регионах. Согласно закону любой специалист, желающий получить документально заверенное подтверждение своей компетенции, на добровольной основе может обратиться в ЦОК для прохождения специальных экзаменов.

- Принципиально, что вуз, который подготовил специалиста, не может принимать экзамен. Только представители работодателей совместно с независимыми экспертами из системы высшего образования, - отметил Мурычев.

Этот тезис позднее в своем докладе, а также в рамках круглого стола «Образование и независимая оценка квалификаций» подтвердила Алла Факторович, заместитель руководителя департамента оценки квалификаций и качества программ Федерального института развития образования Минобрнауки РФ. На вопрос Яна Арта, вице-президента Ассоциации региональных банков России, который был модератором этого круглого стола, о возможности аффилированности ЦОКов с вузами или профессиональными ассоциациями, она ответила, что это невозможно, поскольку запрещено законом.

- Вузы могут только предоставлять для ЦОКов свои площадки. В ЦОК также могут входить отдельные преподаватели вуза, но только в качестве независимых экспертов, если они прошли соответствующую аттестацию и получили подтверждающий документ.

По словам Аллы Факторович, ЦОКи только проводят экзамен и подводят итоги. Все остальные решения принимаются СПКФР – именно совет выступает здесь регулятором.

- Кроме того, никто не отменяет мониторинг со стороны Минобрнауки. Так что все аффилированные истории можно остановить. Хотя возможно риски такого рода есть, – все же в итоге призналась Алла Факторович.

Между тем в кулуарах участники конференции высказывали опасения, что система ЦОК может превратиться в предмет коммерческого интереса со стороны некоторых игроков рынка. В частности, возможен вариант создания своих «карманных» ЦОК крупными госкорпорациями и банками, которые смогут проводить аттестацию своих людей, и вообще перестанут брать выпускников из вузов, или риск «монополизации» ЦОКов.

Еще одной проблемой может стать то, что декларируемый принцип добровольности прохождения независимой оценки квалификации превратиться в добровольно-обязательный формат, поскольку госзаказчики после появления ЦОК начнут включать наличие в компаниях-претендентах специалистов с подтвержденной ими квалификацией в условия закупочных тендеров.


Сетевое взаимодействие: первые шаги

В ходе всей конференции выступающие участники делали акцент на перспективах сетевого взаимодействия в системе образования. Модератор пленарного заседания конференции Диана Маштакеева, ген. директор ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций», рассказала о том, что форматы этого взаимодействия сегодня могут быть очень разными – на межвузовском уровне, между вузами и работодателями, а также с ЦОКами, которые будут появляться в перспективе. По ее словам, наглядным примером успешного сетевого взаимодействия является сама конференция «Форсайт образования: территория сетевого взаимодействия», организованная тремя разными организациями - Финансовым университетом при Правительстве РФ, Международной ассоциацией организаций финансово-экономического образования (МАОФЭО) и Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка.

По материалам ИА Finarty