7 октября 2016

Наталья Михальченкова: «Каждый преподаватель университета  это ценность и капитал, который нельзя терять ни при каких обстоятельствах»

В дни празднования профессионального праздника работников образования корреспонденты медиацентра VERBUM побеседовали с и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Натальей Михальченковой о процессах, происходящих в университете, реализации программы стратегического развития, студенческом самоуправлении и сотрудничестве с работодателями.




На этой неделе в России отмечается День учителя. И каждый преподаватель нашего университета может по праву считать этот профессиональный праздник своим. Оцените, пожалуйста, кадровый потенциал СГУ им. Питирима Сорокина. 

— В нашем коллективе трудится 459 представителей профессорско-преподавательского состава, из них 85 привлекаются на условиях внешнего совместительства, остальные - штатные работники. Докторов наук и профессоров в университете 54, 222 сотрудника - доценты, 108 осуществляют свою деятельность как старшие преподаватели, 12 являются просто преподавателями, 14 - ассистентами, 39 человек заведуют кафедрами, в должности директоров институтов работают 13 человек и один - руководитель колледжа экономики и права. Таким образом, около 75% наших преподавателей имеют степени кандидатов и докторов наук, кроме того, большое внимание мы уделяем тому, чтобы педагогическую деятельность осуществляли и практики - руководители предприятий, профессионалы, соответствующие требованиям педагогических работников. Заведующие кафедрами, получившие свои должности в результате конкурса, директора институтов, которые несут ответственность за реализацию образовательных программ и управление коллективами - это успешные, состоявшиеся, профессиональные лидеры.

К преподавателям и руководителям всех образовательных структур я отношусь с большим уважением, признаю их лидерство. Людмила Игоревна Бушуева, Любовь Анатольевна Максимова, Сергей Вячеславович Некипелов и многие другие руководители институтов и кафедр - это сегодня лицо университета по разным направлениям подготовки, эти люди своим профессионализмом делают имя университету. Безусловно, нельзя не отметить представителей профессуры, благодаря которым развиваются научные школы: профессора Шихвердиева, профессора Котова, профессора Доровских. В университете существует серьезная научная школа в области педагогических наук, куда входят представители самых разных кафедр: В.Н. Исаков, М.Д. Китайгородский и Г.В. Китайгородская и Н.Н. Новикова - это люди, благодаря которым происходит трансформация и воспроизводство научного знания, необходимого будущим поколениям. Школа, которая развивается под руководством членов коллектива Института истории и права: профессора Доброноженко и профессора Золотарева, доцента Максимовой - это серьезнейший потенциал профессионалов в области исторической науки. Заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга, профессор Юлия Федоровна Попова сотрудничает с ведущими образовательными центрами России и зарубежья, благодаря чему в СГУ им. Питирима Сорокина привлекаются профессионалы федерального уровня, а где-то даже мирового. Это говорит о том, что наши преподаватели дают студентам лучшее благодаря собственному потенциалу и потенциалу партнеров.

Каждому преподавателю в этот праздник я желаю быть успешным, состоявшимся и в научном плане, и в человеческом. Быть профессором и преподавателем в классическом университете - это не только почетно, это очень ответственно. И большая часть коллектива это осознает, за что я им благодарна.


«Каждому преподавателю в этот праздник 
я желаю быть успешным, состоявшимся
и в научном плане, и в человеческом».


Сегодня СГУ им. Питирима Сорокина - это классический университет, которому приходится отвечать «вызовам современности». Как и благодаря чему изменяется классический вуз?

— Все мы представляем классический университет, который, тем не менее, имеет образовательные структуры по разным направлениям подготовки, так как, несмотря на рыночную конъюнктуру, вопросы имиджа и желания отдельных работодателей, федеральный университет должен осуществлять воспроизводство кадров по всем направлениям подготовки, необходимых для развития государства. И в этом особенность классического университета. Помимо классических гуманитарных направлений, общественных и экономических наук, несомненно важно, что мы в своей структуре имеем Институт точных наук и информационных технологий и Институт естественных наук, которые готовят специалистов по химии, физике, математике, биологии, техносферной безопасности, информационным системам и технологиям. Именно эти направления сегодня максимально востребованы паспортом новых профессий, подготовки по ним просто не может не быть в современном классическом вузе.

Еще одна относительно новая важная составляющая университета, и как следствие, новые члены коллектива - сотрудники нашего Медицинского института. Врачи привлекаются к преподавательской деятельности и это их двойная миссия: лечить людей и передавать знания. В классическом университете наличие Медицинского института - это и цель, и средство его развития, поэтому мы ценим коллектив, который формируется последовательно: специалисты подбираются постепенно к каждому курсу.

И, наверное, самая важная часть нашего коллектива помимо специалистов академических институтов - это те, кто осуществляют подготовку педагогических кадров. Быть представителем педагогического коллектива, участвовать в подготовке будущих педагогов, начиная от дошкольного и заканчивая высшим - это очень важная миссия университета как федерального вуза региона. С другой стороны, это ответственная деятельность, от которой зависит развитие всей сети образовательных организаций Республики Коми и ее кадрового потенциала. Ведь когда нет учителя, говорить о качестве подготовки в школах невозможно. Мы формируем направления педобразования исходя из потребностей рынка труда. Министерство образования и молодежной политики республики, как работодатель, дает нам эти сведения, чтобы мы ориентировались, где и когда нужны учителя русского языка, литературы, родного языка, а где не хватает учителей географии и информатики. Таким образом, ценен весь коллектив, потому что университет - это не стены, университет - это люди. Без них университет не может ни жить, ни развиваться.


«Ценен весь коллектив, потому что университет - это не стены,
университет - это люди.
Без них университет не может ни жить, ни развиваться».


Легко ли принимаются эти изменения?

—  Безусловно, сейчас идет непростой период трансформации системы высшего образования, сложный период по итогам реорганизации, развития имущественной инфраструктуры, переселения учебных подразделений; период новых задач, которые ставятся исходя из необходимости модернизации образовательных программ с точки зрения практико-ориентированности, перехода на новые формы кооперации с работодателями. Нашими партнерами в системе подготовки сегодня  выступают очень разные и серьезные организации, в связи с этим, а также с принятием новых ФГОСов, требований к профессиональным стандартам, преподаватели испытывают очень большой пресс методической деятельности. Основной груз по разработке курсов методического обеспечения ложится на преподавателей. Они должны понимать, как, кого, с какими результатами сегодня необходимо готовить, чтобы они были приняты реальными организациями. Разрывы, характерные для сферы высшего образования предыдущего этапа, когда учили одному, а на работе молодого сотрудника приходилось переучивать, сегодня категорически недопустимы.




Вся деятельность по изменению содержания подготовки направлена на сближение реальной практики и системы образования, поэтому вузы отвечают за близкие контакты с работодателями и фактически - встройку работодателей в систему подготовки. Это должна быть не просто практика - посидеть в архивах; а практика, в результате которой студент подготовится к реальной профессиональной деятельности. Это возлагает большую ответственность на наш коллектив. Это происходит во всех вузах России, поэтому очевидно, что в сфере образования сегодня работают патриоты, готовые помогать студентам и молодежи встраиваться в рабочий процесс. Очевидно и то, что это люди, которые любят свою профессию, потому что пережить столько серьезных изменений за короткий период времени способен не каждый. С одной стороны, следуя этим изменениям, а с другой - относясь бережно к каждому работнику, я допускаю, что для многих это очень сложный внутренний процесс собственного развития, новых вызовов, поэтому отдаю должное нашим преподавателям и желаю, чтобы они ответственно и мудро адаптировались к новым профессиональным условиям, так как от этого зависит качество подготовки молодых специалистов. Говорить о том, что любой руководитель обеспокоен сохранением коллектива - излишне, но лично меня очень волнует этот вопрос. Каждый преподаватель - капитал, который нельзя разбазаривать и терять, несмотря ни на какие обстоятельства. Каждый заведующей кафедрой, каждый руководитель образовательной программы, каждый преподаватель - это личность, и мы понимаем, какая это ценность.


«Каждый преподаватель - капитал,
который нельзя разбазаривать и терять,
несмотря ни на какие обстоятельства».


В прошлом году в университете была принята программа стратегического развития до 2020 года. Успешно ли реализуется эта программа?

— По итогам реорганизации коллективом университета была разработана программа стратегического развития. Исходя из поставленных задач, происходит планирование деятельности подразделений и образовательных структур университета в части модернизации образовательной и научной деятельности, развития инфраструктуры, обеспечения экономической устойчивости вуза, реализации социальных проектов и молодежной политики, поэтому мы последовательно, трепетно и ответственно подходим к тому, чтобы мониторить достижение запланированных показателей развития.

Стратегией университет определил свою роль, как роль центра воспроизводства необходимых в регионе инноваций, которые требуются для развития человеческого капитала и в целом - социально-экономического, промышленного и духовно-нравственного развития республики как субъекта РФ. Сегодня университет занимает особую роль в развитии сфер общественной жизни региона, и это понимает и ощущает не только сам коллектив, партнеры университета, но и жители Сыктывкара и республики. В последнее время мы часто слышим об «университетах 3.0» и национальных технологических инициативах, понимаем задачи, которые ставит учредитель – Минобрнауки России и Правительство РФ - перед системой высшего образования: создание университетов инновационного типа, хабов и инфраструктуры.




Мною в последнее время опубликован ряд статей, которые свидетельствуют о том, что все ведущие университеты мира и стран, показавших хорошую динамику развития, сделали ставку на высшее образование и не ошиблись: посмотрите на экономику стран БРИКС и особенно Китая. Это уже пережили ведущие университеты США и стран Европы, поэтому заявить о том, что классические университеты в эпоху глобализации являются основной силой, я могу не только как представитель руководства классического университета, но и как представитель науки.


«Сегодня университет занимает особую роль в развитии сфер общественной жизни региона,
и это понимает и ощущает не только сам коллектив, партнеры университета,
но и жители Сыктывкара и республики».


За последнее время университет несколько раз посещал Глава республики Сергей Гапликов. Ощущается ли поддержка Главы и Правительства региона?

— Я очень рада, что сегодня не только учредители - высшее руководство страны - осознают необходимость поддержки классических университетов и организаций высшего образования. Руководство нашей республики пришло к осознанию того, что университет - это партнер. Это не ресурс, не инфраструктура - двери, стены, концертные и спортивные залы, а партнерство, которое работает как возвратная инвестиция, оно взаимовыгодно. Мы ощущаем поддержку в части образовательных программ. Например, развитие медицинского направления стало возможным исключительно благодаря правительству Республики Коми. Сегодня Сергей Анатольевич видит будущее республики в молодых, талантливых и успешных профессионалах, а потому готов оказывать любую поддержку и во взаимодействии с работодателями, и во взаимодействии с институтами развития. Члены правительства республики и отраслевые министры также видят в университете партнера, а не только ресурс и готовы сами помогать его развитию. Однако всегда нужно помнить, что поддержка сегодня оказывается на условиях подачи конкурсных заявок.


«Члены правительства республики и отраслевые министры
также видят в университете партнера, а не только ресурс
и готовы сами помогать его развитию».


Насколько активно сегодня студенты участвуют в решении проблем и вопросов вуза?

— Мы понимаем, что образование - это благо, но с точки зрения гражданско-правовых отношений это все-таки услуга, у которой есть конкретный потребитель, в нашем случае это студент. Поэтому мы стремимся сделать жизнь университета комфортной, в том числе, обеспечить безопасное пребывание в нем очень большого коллектива студентов, а это почти 8 тысяч человек. Режим охраны должен быть в любом социальном учреждении, это элементарные вопросы безопасности, передовые университеты России это уже прожили, а мы затянули. Сейчас мы решаем вопрос с тем, что не всегда можно застать кого-то на кафедре или в директорате: на базе библиотек создаются ресурсные студенческие центры, чтобы туда, в режиме «единого окна», можно было обратиться с любым вопросом и получить ответ вне зависимости от того, открыта ли была дверь кафедры.


Вообще, студентам сегодня предоставляется большая возможность для самоуправления. Мы спрашиваем их мнение по наиболее важным вопросам развития университета и студенчества - это не только требование времени, но и наша позиция, потому что мы хотим создать условия, в которых студенты станут активными, как это произошло с Правилами внутреннего распорядка: сколько лет мы ставили вопрос о том, что их необходимо разработать и принять. Инициативы не было до тех пор, пока, так и не дождавшись, мы не предложили свою версию документа, составленную на основании опыта других вузов. Предложив ее, мы увидели, как эти вопросы на самом деле волнуют студентов, что они готовы участвовать и в своих интересах корректировать определенные пункты, а где-то даже предлагать дополнительные пункты регулирования. Все это говорит о том, что развитие студенческой активности не только в науке, творчестве и спорте, а как самостоятельной категории -  это и есть то, ради чего многие из них приходят в университет. Наших студентов всегда отличает способность думать, представлять и защищать свою позицию, влияя на процессы, происходящие вокруг. Это очень важно. Я очень рассчитываю на то, что и в дальнейшем студенты не будут пассивны, а будут представлять свои интересы, инициировать важные и нужные для себя и университета процессы.


«Наших студентов всегда отличает способность думать,
представлять и защищать свою позицию, влияя на процессы,
происходящие вокруг. Это очень важно»
.


Наталья Алексеевна, создается впечатление, что вы работаете по 30 часов в сутки: как вы успеваете и руководить вузом, и преподавать, и писать научные труды, и уделять время семье?

— Конечно, я хотела бы успевать больше, потому что успеваю далеко не все. Работая в университете на любой управленческой позиции, нельзя не быть преподавателем, нельзя не быть ученым, не развиваться. Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Наверное, каждый ассистент, начиная педагогическую деятельность, понимает, что когда-нибудь он должен стать профессором. 11 лет назад я защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование системы качества образовательной организации на основе интеграции моделей гарантии качества образования». У меня есть любимые разработанные авторские курсы и, конечно, я не представляю свою жизнь без студентов. Я не могу не работать как доцент, потому что если мы не преподаем, то прекращаем собственное профессиональное развитие. Я преподаю в Институте менеджмента и предпринимательства и в Юридическом институте. Это направление для меня очень важно и я нахожу на него время - по субботам или вечерами. Если говорить о способности много успевать, - безусловно, один человек, находясь на руководящей должности, не может делать все. Любой успех в каком-то деле - это результат работы большого коллектива, команды: аппарата ректората, проректоров, которые работают по своим направлениям, и помогают прорабатывать какие-то важные решения, а также Ученого совета. Поддержка и совместная работа являются залогом успешности и качества принятых решений. Если говорить о семье, то она в меньшей степени сегодня счастлива, потому что любой ребенок, конечно, хочет чаще видеть маму, а у меня две дочери. Тем не менее, я стараюсь восполнять свое отсутствие, проводя с семьей все свободное время.

Медиацентр VERBUM