31 октября 2016
В школы вернется трудовое воспитание, а вузы будут оценивать по-новому

Как вернуть в школу трудовое воспитание? Сохранят ли вузы льготы для сирот? Откроются ли ясли для малышей? Кто напишет единые учебники? Над этими и другими вопросами будет работать новый Комитет Госдумы по образованию и науке.


В нынешней Госдуме объединены вместе комитеты по образованию и науке, в портфеле уже 31 законопроект по образованию и 19 — по науке.

Депутаты решили начать с самого важного вопроса. Это обеспечение местами в яслях и садах малышей до 3 лет. В детские сады ходят 6 миллионов детишек от 3 до 7 лет. Но устроить в ясли ребенка, которому нет еще 3 лет очень сложно. Где-то здания давно проданы, где-то не хватает средств и кадров, чтобы открыть группы для самых маленьких. «Будем выходить на решение этих задач», — пообещал председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.

В стандарты для школы вернется содержание. Дело в том, что в них прописаны условия и цели, но не сказано: ученик должен прочитать такие-то книги, уметь решать такие-то задачи. «Обновленные стандарты станут первым шагом к созданию новых учебников, решится вопрос с избыточным количеством книг», — заметил депутат. Подход будет таким же, как к созданию новых учебников истории: «концепция — творческий конкурс — учебник». Не обязательно один. Но единый.


«При оценке вузов будут использоваться 
критерии нового международного рейтинга».


Прорабатываются документы, чтобы вернуть в школу трудовое воспитание. Сейчас школы не могут заставить ученика прийти на субботник или подмести двор на пришкольном участке.

В ближайшее время появится законопроект об отдыхе и оздоровлении детей. К сожалению, в образовательном законодательстве об этом пока не сказано ни слова, так что нужные для этого материалы комитет готовится рассмотреть.

Иначе вузы станут принимать целевиков. По статистике 96 процентов целевиков — выпускники школ, которые с помощью направления из регионов поступили в вузы с меньшими баллами ЕГЭ. Конкурса среди целевиков почти нет. При этом нет и механизма, который заставил бы их вернуться на работу домой. Более половины договоров не содержат вообще никаких обязательств. Упор, скорее всего, будет сделан не на целевой прием, а на целевое обучение, когда работодатель присматривает на старших курсах студентов — потенциальных сотрудников, выплачивает им стипендию и после защиты диплома берет на работу. Такие целевые студенты есть во многих технических вузах. Правда, не все министерства — учредители вузов с этим согласны. Например, минтранс, минздрав считают, что на работу в сельские больницы и на железнодорожные полустанки могут прийти только те, кто сам оттуда родом. И если не направлять выпускников школ в вузы, сложностей не избежать.

Сохранятся льготы при поступлении в вузы для сирот. По закону они должны поступать на подготовительные отделения, но такие есть только в 45 регионах, да и то это обычно 1-2 вуза. Поэтому пока единственный выход — каждый год принимать закон, который гарантирует сиротам внеконкурсное зачисление. Так же будет и в этом году.

Система оценки вузов сильно изменится. Многие из них сливались, реорганизовывались, потому что стали неэффективными по результатам мониторинга. Но не всегда слияния были оправданы. В ближайшее время появится международный рейтинг вузов со штаб-квартирой в России, критерии которого и станут учитывать при оценке наших университетов. Будет изменена система подготовки кадров высшей квалификации, перестанут закрываться ученые советы, продолжится работа над законопроектом «О науке».

— Мы обсуждаем возможность создания базовых учебных подразделений на промышленных предприятиях и в научных учреждениях, — пояснил Вячеслав Никонов.

Речь идет о создании базовых кафедр вузов, где студенты будут проходить обучение в соответствии с требованиями работодателя, знакомиться с тем оборудованием, на котором предстоит работать в будущем.

Еще одна важная тема — законодательство об экзамене для мигрантов. «Поправки планируются, отвечаю положительно. Об этом шла речь на первом заседании нашего комитета, и этот вопрос подняла министр образования и науки Ольга Васильева», — уточнил Никонов.

Огромная проблема — качество педагогического образования. Сейчас звучит много предложений — увеличить время обучения в бакалавриате с 4 до 5 лет, отправлять выпускников педвузов на обязательную стажировку типа ординатуры в медвузах. «Есть нелепость в том, что человек после бакалавриата идет в школу. Нужен специалитет или магистратура», — согласился председатель комитета.

Ирина ИВОЙЛОВА
По материалам интернет-портала «Российской газеты»
Фото Рамиль СИТДИКОВ/РИА Новости