2 ноября 2016
«Доступная среда» для особых студентов

Проблему доступности образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья обсудили накануне в Институте естественных наук на круглом столе по теме «Инклюзивное образование: особенности подготовки обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата».



Совещание собрало представителей большинства институтов вуза. Информацией с ними делились участники поездки в ВятГУ, которые в октябре на базе кировского вуза прошли курсы повышения квалификации по теме инклюзивного образования для направлений «прикладная информатика», «информационная безопасность», «техносферная безопасность» и «биотехнологии», однако, как заметили прослушавшие лекции преподаватели Сыктывкарского госуниверситета, полученные знания можно применять для всех специальностей. 

Внедрение инклюзивного образования связано с тенденцией увеличения в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан — 27,4 процента населения.

Рассказывая о содержании курса повышения квалификации доцент кафедры экологии Мария Аниськина представила основные моменты государственной политики и нормативно-правовой базы для организации доступной среды и инклюзивного образования на разных уровнях (СПО и ВО). Это связано с принятием и ратификацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, что служит показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Модератор круглого стола, доцент кафедры биологии Нина Шергина дала рекомендации по разработке адаптированной основной профессиональной образовательной программы для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Она рассказала о проблемах адаптации основных профессиональных образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей студентов, отметила, что адаптированные образовательные программы формируются на основе ФГОС, куда вводятся адаптационные компетенции и дополнения для лиц с ОВЗ, которые определяются особенностями здоровья. Кроме того, Нина Шергина указала на принципы разработки содержания и структуры адаптированной основной профессиональной образовательной программы и порядок её разработки, на критерии персонификации адаптированной образовательной программы.    

Проректор по административной и организационной работе Дмитрий Пинаевский напомнил, что университет работу в этом направлении осуществляет совсем недавно - первый раз сроком на один год Ученый совет утвердил программу в 2014 году. В конце 2015 года Министерство образования и науки РФ издало два приказа, обязавшие вузы предпринимать определенные действия по разработке и реализации программы «Доступная среда».

К 1 марта 2016 года в СГУ им. Питирима Сорокина были разработаны так называемые «паспорта доступности», которые явились одним из условий включения вуза в государственную программу и выделения под эти цели дополнительного финансирования.

- Все вузы, и наш - не исключение - находятся примерно в одинаковой ситуации по материально-техническому обеспечению «Доступной средой». Стоит помнить, что учебные корпуса и общежития строились довольно давно, есть определенные проблемы с износом зданий, а сейчас к ним добавляется требование обеспечения доступности: увеличение дверных проемов, переделка входных групп, необходимость обустройства пандусов. Мероприятия выполняются в рамках реализации дорожной карты, значительная сумма средств требуется для ремонтных работ по корпусам и общежитиям. Сегодня определен один учебный корпус и одно общежитие, которые необходимо адаптировать, - перечислил основные задачи и пути их решения Дмитрий Пинаевский.



Сегодня в университете обучается 26 студентов с инвалидностью, в том числе и с достаточно серьезными проблемами со здоровьем - двое фактически «лежачих» студентов проходят обучение на дому, остальные - слабовидящие, слабослышащие, а также имеющие особенности психоэмоционального развития. В 2016 году из университета выпустились 6 студентов с ограниченными возможностями здоровья, еще один написал заявление на продление курса обучения, что в праве сделать каждый студент с инвалидностью.

Представляя свои соображения после обучения по программе «Внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата», заведующий кафедрой информационной безопасности Института точных наук и информационных технологий Леонид Носов подчеркнул, что модернизация программ обучения для особенных студентов не означает ее адаптацию и упрощение, а подразумевает изменение формы или способа подачи информации, к примеру, более крупный шрифт для слабовидящих либо использование разных вариантов рабочих мест для студентов с проблемами опорно-двигательного аппарата. По его словам, зачастую преподаватели даже не знают, что среди студентов есть обучающиеся с инвалидностью.

- Я сам случайно узнал, что у меня обучается мальчик с сахарным диабетом, это инвалидность третьей группы, а значит - ограничение по режиму дня. На обычного студента планируется 54 часа, а тут студент по личному заявлению имеют право это количество часов изменить, - поделился Леонид Носов.



Заведующая сектором социального обеспечения учебно-методического управления Департамента образовательной деятельности СГУ им. Питирима Сорокина Екатерина Зыкова представила модель обучения и социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью, которую можно реализовать в университете.



Она разделила сопровождение молодых людей с инвалидностью на три периода: довузовский, включающий профориентационную работу с абитуриентами-инвалидами и их родителями, вузовский, обеспечивающий студенту получение качественного образования с учетом выполнения всех требований по специальным образовательным потребностям, а также реализацию эффективного социально-психологического сопровождения в учебной и внеучебной деятельности, куда относится социальная и профессиональная адаптация. Третий, послевузовский период, подразумевает содействие построению профессиональной траектории и формированию профессиональной мотивации у студентов с инвалидностью, внедрение механизмов содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению студентов с инвалидностью.



- За университетом стоит обязанность трудоустраивать таких студентов, разумеется, совместно с Центром занятости. После окончания вуза мы будем их сопровождать на протяжении трех лет. Для каждого студента разрабатывается программа постдипломного сопровождения, - пояснила принцип работы Екатерина Зыкова, предложив календарный план реализации проекта, согласно которому срок реализации модели - сентябрь 2017 года.

В заключение Дмитрий Пинаевский призвал коллег проводить более серьезную и даже точечную работу с особыми абитуриентами на этапе приемной кампании, так как основная задача вуза в данном случае - адаптировать молодого человека ко взрослым условиям жизни и к его будущей работе.

- Когда мы принимаем студента в университет, мы должны понимать, что он должен пройти все составляющие учебного процесса, включая производственную практику. Если у него этого элемент выпадет, то обучение не будет завершено. То есть уже на этапе приема документов мы должны понимать, что студента нужно будет направить на практику, которую он должен будет пройти, а после - трудоустроиться, - выстроил цепочку проректор по административной и организационной работе.

Медиацентр VERBUM
Фото Марк ОНИКУЛ