3 октября 2018

В Республике Коми стартовала выставка выпускницы СГУ им. Питирима Сорокина Лидии Костаревой «Забытое ремесло»

В Центре культурных инициатив «Югор» открылась выставка коллекции одежды художника, декорированной в технике натурального крашения тканей «Забытое ремесло», подготовленная выпускницей Института культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина Лидией Костаревой. Выставка подготовлена на грант Всероссийского конкурса молодёжных проектов.


Листопады на ткани, на легких блузках и шарфах, разноцветные теплые мотки пряжи, от которых исходят запахи трав и ягод… Забытое ремесло возрождает в Республике Коми мастер Лидия Костарева.

Лет 100 – 150 назад – способ крашения естественными органическими материалами был единственным, чтобы придать цвет ткани или пряже. Нынешние мастера восстанавливают старинные рецепты самостоятельно, подбирая материалы в зависимости от того, какая флора окружает их.


Лидия родилась и выросла в поселке Подтыбок Корткеросского района Республики Коми. Большая семья, где растут шестеро детей, свое хозяйство, сенокосная страда, казалось бы, не оставляли места для пристального вглядывания в тонкий мир трав, цветов, деревьев. Для окружающих трава была просто травой, сеном, кормом. Но порой, в обыденном распорядке будней девочка вдруг замирала над легким изяществом осинового листа или удивительным скульптурным изъяном лечебного гриба чага.


Вокруг жил огромный растительный мир, очень чистый и человеческий, он проникал в наше пространство, мы жили в нем, и этот общий пульс я всегда ощущала, – говорит автор.


Художника в ней разглядела замечательный мастер из родного поселка, художественный руководитель Дома народного творчества Анна Сурнина. Во втором классе Лида пришла на кружок к мастеру и осталась в нем вплоть до школьного выпускного. Анна Сурнина и благословила девушку поступать на отделение декоративно-прикладного искусства СГУ им. Питирима Сорокина.

Юному мастеру повезло вдвойне: на факультете преподавала мастер, специалист по текстилю – Анжела Разманова, художник, знающий и понимающий в тканях все, как говорится – до нитки.


Роспись по шелку, батик входили в перечень общих занятий, но педагог предложила Лиде выйти за рамки учебной программы и поискать себя в мире природных красок. Дипломную работу по натуральному крашению тканей студентка заканчивала с доктором наук Ириной Земцовой.

Научные изыскания Лидии Костаревой лежат в двух плоскостях. Помимо органического крашения, это еще и народная кукла. На научном слэме в 2016 году ее доклад о том, что осталось в современной кукле от традиционной, и какое значение имеет кукла в культуре народа коми, вызвал огромный интерес ее коллег по форуму – химиков и биологов.

Любопытно, что два этих интереса – природное крашение и куклы с течением времени объединились. На выставке «Забытое ремесло» были представлены куклы, сшитые из льняных и хлопчатобумажных лоскутов, покрашенных ягодами, луковой шелухой, крушиной. В основе каждой куклы – мешочек с сеном, голова – обтянутый тканью шарик из льняной пакли. Ножки – столбики, на них лапти из той же пакли. Ручки-петельки – в замок.

Собирать и заготавливать сырье для крашения, рассказывает мастер, следует в определенное время. Листья собирают в начале июня, цветы – только что раскрывшиеся, кору – весной, когда она легко отделяется от ствола, коренья – или до цветения растения, или осенью.

Весенне-осенний цикл – самый важный период в жизни мастера, ведь сырьем нужно запастись на год вперед. Надо ли говорить, что весь свой отпуск художник проводит в полях и лесах.

Окрашенные растениями шарфы и палантины очень быстро стали предметом обожания сыктывкарских модниц, что неудивительно: они не только экологичны, но и эстетичны, нежны, тонки, но главное, эти милые вещицы напоминают: человек и растения – рядом. Между тем, крашение органикой – это удовольствие не из дешевых. Натуральные ткани, особенно шелк, дорогое удовольствие, прибавьте к этому химические ингредиенты, ведь для того, например, чтобы растения отпечатались на полотне, нужен железный купорос. К пониманию, когда и как ткань и растения, разложенные на ней, вступают во взаимодействие, мастер пришла не сразу. Килограммы трав, километры тканей прошли через ее трудолюбивые руки, прежде чем она вывела свою технологическую формулу.

Природой крашено

В своей книге «Природой крашено» она напишет, что более четкие очертания дают таволга, лесная герань, шиповник, пион – растения, которые содержат эфирные масла. Нежные полутона придают листья клена, сныти, дуба. Шерсть хорошо окрашивается луковой шелухой, корой осины и дуба, ботвой зверобоя.


Как наносятся на полотно листья? Растения выкладываются на чуть увлажненную ткань, вразнобой или внахлест, в зависимости от рисунка будущего шедевра. Затем ткань наматывается на валик, который в свою очередь обертывается пленкой. Полуфабрикат опускается в кипящую воду и долго томится на плите.

А если есть желание придать ткани общий размытый тон, хлопок предварительно можно протравить железом: подержать в воде со ржавыми гвоздями, а то и просто обернуть тканью ржавую трубу.

Во время всего этого травоколдовства Лида напоминает одновременно спасателя и представителя клининговой компании: печатки, маска, респиратор. Но все эти «неудобства» с лихвой окупаются моментом, когда из кипящей воды достается матерчатый свиток. Миг торжества – увидеть, как подружились ткань и листья, как вплелись друг в друга то, что было когда-то травой и стало тканью, и то, что так и осталось частичкой природы.

Палантины и шарфы – не вершина мастерства, на открытии выставки «Забытое ремесло» некоторые гости на зависть другим щеголяли в лиственных платьицах и жилетках.


И, безусловно, никто бы не увидел всю красоту и таинство кухни Лидии Костаревой, если бы не ее верный соратник, замечательный фотохудожник Анелия Лянцевич, которая запечатлевает не только результат, но и каждый этап этого удивительного живого творческого процесса. И эти теплые фотографии – тоже сами по себе уникальны. Как порою запахи яблок, травы, прелых листьев уносят нас в детство, так и эти фотографии на каком-то тонком генном уровне погружают в мир, где были добрые бабушкины руки, часики-ходики и сухое потрескивание дров в печи.

Остается добавить, что во многом проект волшебной мастерской Лидии Костаревой состоялся благодаря гранту, выделенного по итогам Всероссийского конкурса молодежных проектов «Творческие инициативы молодежи».

По материалам информационного интернет-портала

о культуре в России и за рубежом «Ревизор»

Фото Полины Кратц, Анелии Лянцевич