15 ноября 2019

Закрытие RELATE NORTH-2019 отметили выставкой арктического искусства

Выставка, посвященная Северу, стала завершающим мероприятием Международного симпозиума Relate North-2019: традиции и инновации в образовательном пространстве искусства и дизайна. Серия заседаний, выставок и обсуждений состоялась в Сыктывкаре с 10 по 14 ноября. Форум Relate North-2019 в нашей стране прошел впервые, он собрал около 100 преподавателей, студентов и дизайнеров из России и зарубежных стран. Проведение мероприятия стало возможным благодаря поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. 14 ноября в честь окончания форума открылась выставка с работами участников симпозиума.


Ученые и студенты Сыктывкарского госуниверситета, университетов Аляски, Мурманска, Лапландии, Удмуртии, Екатеринбурга и сотрудники Национального музея Республики Коми показали через свои картины, оригами, вышивки, скульптуры палитру северной красоты.


Очень приятно, что сегодня на открытие выставки собралось так много людей, это действительно культовый, международный проект, — поприветствовала гостей управляющая выставочной площадки Алена Зезегова.


Уникальность вставки в том, что для Сыктывкара это большая коллаборация, в которой представлены и молодые дизайнеры-студенты, и профессиональные, заслуженные художники не только России, но и многих зарубежных стран.

Впервые в нашем городе представлены разные школы дизайна. Получается, что у работ абсолютно разный характер, разный взгляд и мышление, что нам очень ценно. Результаты этого большого эксперимента легли в основу сборника «Relate North-2019: традиции и инновации в искусстве и дизайне, — отметила организатор выставки Анелия Лянцевич, старший преподаватель кафедры ИЗО и дизайна Института культуры и искусства.


Каждый участник через свою работу показал, как он представляет Север, «северных» людей и ландшафт, а также затронул проблемы экологии. Авторы сделали акцент на любви к месту проживания, невзирая на его холод.


Работа студентки СГУ им. Питирима Сорокина Яны Куликовой и преподавателя Анелии Лянцевич представляет двойственную природу северных людей: быть окруженным вечной мерзлотой снаружи, но поддерживать вечный цвет в душе.


Экспозиция «Кожа помнит» Томаса Чанга из университета Аляски представляет собой холст из акриловых и масляных красок, а также кожи лосося. Автор использовал методы, полученные от художника Джоэла Исаака из Атабаска в Центре Наследия Аляски. Эта картина представляет собой размышление о целительной силе традиционных знаний и пример попытки Томаса Чанга этического включения в культурное самовыражение. Смешивание культурных влияний в экспозиции представляет собой общее наследие человечества.


Несмотря на то, что симпозиум Relate North-2019 подошел к концу, экспозиция картин участников продолжится, параллельно будут работать две выставки: до 1 декабря будет работать выставка в Выставочном зале Института культуры и искусства, до 27 ноября — выставка в Револьт-центре.

***

Ежегодный симпозиум и выставка RELATE NORTH являются совместной работой тематической сети ASAD Университета Арктики. ASAD (Арктическое устойчивое искусство и дизайн) — тематическая сеть, целью которой является определение и развитие современных направлений в исследованиях, обучении, преподавании и обмене знаниями в различных областях искусства, дизайна и образования в сфере искусства. На участие в симпозиуме заявились представители России, Финляндии, Германии, Исландии, Норвегии, Швеции, Великобритании, США. Проект СГУ им. Питирима Сорокина «Relate North – 2019. Tradition and Innovation in Art and Design Education (Relate North – 2019. Традиции и инновации в образовательном пространстве в искусстве и дизайне)» получил поддержку Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса научных проектов. Руководителем проекта является доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Института культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина кандидат педагогических наук Ирина Земцова.

Николай МИШАРИН, Журналистика, 4 курс

Фото Ильи Тобилко