27 июня 2020

Лучшие из лучших: Преподавание

В рамках Всероссийского студенческого выпускного знакомим вас с отличившимися педагогами СГУ им. Питирима Сорокина. Медик, филолог, дизайнер расскажут о том, как начали преподавать и почему важно вести активную международную и грантовую деятельность.

Анелия Владимировна Лянцевич, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна


Почему преподавание

До университета работала в республиканском журнале дизайнером, хотела открыть свою галерею. Но поступила в аспирантуру, и жизнь меня привела в образование. И тут нужно поблагодарить родителей за наставление. Работаю в университете около пяти лет, веду дисциплины, связанные с дизайн-проектированием и дизайн-мышлением, историю фотографии и визуально-коммуникативные практики.

Как найти подход к студентам

Стараюсь взаимодействовать с ними на равных. Особое внимание уделяю индивидуальной работе с каждым студентом и ведению совместных проектов. Внедряю инновационные практики — это прежде всего работа в мультимедийных программах.


Активность

Международная деятельность ведется совместно с коллегами — Ириной Вениаминовной Земцовой и Надеждой Станьовной Баженовой. Например, в этом учебном году организовали в Сыктывкаре симпозиум «RELATE NORTH-2019: Традиции и инновации в образовательном пространстве искусства и дизайна». К нам приезжали художники-дизайнеры, преподаватели из разных городов России, стран Европы и США. Международный опыт крайне важен для расширения методов и подходов в образовательном процессе, взаимодействия со студентами и улучшения качества работы как дизайнера. Мы участвуем в грантовых конкурсах, это очень ответственно. Пока есть силы, нужно не бояться делать полезные мероприятия для нашего города.

Главная заслуга

Это реализация студенческих проектов на практике: большая часть дизайн-проектов делаются для города и республики 

Елена Васильевна Остапова, доцент кафедры коми филологии, финноугроведения и регионоведения


Почему преподавание

Я окончила наш университет в 1987 году, с тех пор веду преподавательскую деятельность, работала в школе, немного в колледже, большую часть — в вузе. Подростком я мечтала быть геологом, увидеть мир, обойти весь белый свет. Но на выпускном вечере к нам с мамой и папой подошла директор школы Надежда Кузьминична Рубцова и стала говорить о том, что в Сыктывкарском университете есть коми отделение, и меня там ждут. Не знаю, чему я удивилась больше: этим словам, или тому, что строгий учитель русской литературы вдруг заговорила по-коми. Так я попала в наш университет. Окончательно встать на учительскую стезю решила во время первой педагогической практики. Я очень благодарна всем своим педагогам. И к слову сказать, в нашем роду много учителей.

Как найти подход к студентам

Найти подход к студенту, а студентам к преподавателю — это обоюдный процесс. В основном это происходит при выполнении творческих заданий, на внеаудиторных мероприятиях, когда обе стороны раскрываются по-новому.

Активность

Наша кафедра уже в течение десятилетий сотрудничает с научно-образовательными организациями финно-угорских стран и регионов. Мы стараемся поддерживать эту традицию, при которой совершается энергетический взаимообмен и поддерживается чувство родства. Тесные контакты налажены с Финляндией, Венгрией, Эстонией. Новым, пожалуй, является взаимодействие с Францией. Несколько лет назад я по приглашению побывала в Ницце на днях коми языка и театра, участвовала в конференции.


Меня окружают умные и творческие люди, хорошие студенты, вместе с ними не страшно идти к новому. Так, например, впервые в этом году мы с помощью гранта открыли «Школу переводчика», проект поддержан обществом М. Кастрена (Финляндия).

В течение многих лет я являюсь членом жюри республиканского конкурса «Лучшая книга года» и конкурса произведений «Эзысь борд» («Серебряные крылья») литературного журнала «Войвыв кодзув» («Северная звезда»). В течение трех лет являюсь руководителем республиканского методического объединения учителей коми языка и литературы, веду республиканские методические семинары. Время от времени также работаю в составе различных комиссий.


Случай из жизни

Как-то во время стажировки в Хельсинкском университете, ближе к декабрьскому Рождеству, вечером приезжаю из библиотеки в общежитие и вдруг обнаруживаю, что нет берета. Как? Я же его недавно купила в Эстонии… Могла оставить только в автобусе. А транспорт в Хельсинки ходит в точное время. Быстро включаю Интернет, смотрю, когда автобус будет на конечной остановке, в Гугле перевожу и учу нужный мне текст по-фински. К назначенному времени спокойно иду на остановку, вижу: стоит автобус, рядом спиной ко мне стоит водитель. Я выпаливаю по-фински все, что выучила, и вижу, как ко мне медленно поворачивается сначала грузинский нос, затем большой козырек, затем черные усы, затем широкая улыбка, и слышу на русском с грузинским акцентом: «Что, шляпу потеряли?». Вот такой интернационал.

Елена Ильиных, доцент кафедры терапии


Почему преподавание

Вначале я планировала стать врачом. Но с момента аспирантуры я поняла, что преподавать — это достаточно интересный для меня процесс. С 1997 года я начала преподавать на кафедре госпитальной терапии Кировской государственной медакадемии, в 2000 году приехала в Сыктывкар и с этого момента преподавала дисциплины терапевтического профиля в Коми филиале КГМА, а с 2016 года — в Мединституте СГУ им. Питирима Сорокина. И за все годы работы преподавателем меня пока не навестило чувство педагогического истощения. Думаю, что это благодаря моим студентам, с которыми мне очень интересно. И вообще, преподавать медицину — интересное занятие. В настоящее время я еще врач-терапевт в Клиническом кардиологическом диспансере.

Как найти подход к студентам

Мне интересно преподавать и мне интересны студенты, которые пришли учиться. Думаю, что им важна моя заинтересованность в них.

Работа во время пандемии

В апреле я работала врачом в Республиканской инфекционной больнице в одном из отделений для пациентов с коронавирусной инфекцией. Условия для медицинского персонала были достаточно хорошие. Со мной работали врачи-инфекционисты, которые когда-то были моими студентами.

Наши студенты 1, 4, 5 и 6 курсов трудоустроились в РИБ еще раньше меня, многие из них продолжают работать и сейчас. Со мной в отделении работало пятеро студентов. Как-то в отделение принесли очень много цветов. Это фотография шестикурсницы в отделении, где мы работали.


Напутствие выпускникам-медикам

Желаю стать профессионалами, пусть медицина для них всегда остается интересным занятием.

Медиацентр VERBUM

Фото героев публикации